Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели

Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели

Цитаты : 1. Нравственное воспитание должно выработать волю. 2. Мы по характеру узнаём человека, но должны бы узнавать по его нравственному характеру. 3. Философия — это обработка понятий. 4. Должно быть позволено обосновывать теологическим рассмотрением природы религиозную веру, которая, впрочем, гораздо старше и имеет гораздо более глубокие корня в человеческом духе, чем все философии. 5. На сокровенный зародыш характера вредно действует все то, что мешает человеку ясно видеть и беспристрастно судить.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Иоганн Фридрих Гербарт — немецкий философ, психолог и педагог.
Основной вклад (чем известен): Гербарт был основоположником современной научной педагогики, основателем образовательной терапии и предшественником детской психиатрии. Кроме того, он считается одним из основателей эмпирической психологии.
Вклады: Гербарт считается одним из выдающихся философов, пионером в области эмпирической психологии и основателем педагогики как академической дисциплины
Философия. Он утверждал, что истинное бытие состоит из множества простых «реалов», сущностей которые построены по образцу монад Лейбница.
Он считал, что изменение является ничем иным, как изменением отношений между независимыми реальными простыми элементами. Гербарт заменяет термин «ощущение» на термин «представление», подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом и активностью. Душевную жизнь он представлял как проявление элементарных сенсорных единиц, идей или «представлений» (Vorstellungen). Их он рассматривал скорее как душевные силы, а не просто как «идеи», в смысле Локка. Изучение их взаимодействия приводит к статике и динамике разума, которые могут быть представлены в математических формулах.
Большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно.
Психология. Гербарт стремился к разработке математических и эмпирических, а также метафизических аспектов психологии. Однако он отрицал возможность психологического эксперимента.
Его философия духа представляла собой разновидность ассоцианистической психологии.
Гербарт считал, что разум представляет собой сумму всех идей-представлений, которые поступают в сознание. Посредством ассимиляции (или апперцепции) новые идеи попадают в сознание
связываясь с аналогичными, уже существующими идеями. При этом они группируются в образование, которое он назвал «апперцептивной массой» («apperceptive masses»), содержанием которой является индивидуальный опыт человека
Кроме этого он подчеркивал важность как физической, так и социальной среды в развитии психики. На этой основе Гербарт разработал теорию образования как отрасли прикладной психологии.
Понятие бессознательного. Гербарт задолго до Зигмунда Фрейда ввел в психологию понятие «бессознательного». Он считал, что идеи пересекают порог сознания и тем самым предположил существование границы между сознанием и бессознательным.
Сознание имеет три области: ясность сознания, сознание и бессознательное. При этом условием перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (апперцепция).
Гербарт дал психологии начала теории торможения или интерференции в процессе обучения, которая впоследствии проявилась во многих формах и теориях, начиная от «условного рефлекса» И. П. Павлова до «вытеснения» Фрейда.
Педагогика. Гербарт утверждал, что наука об образовании возможна и он настаивал на том, что педагогика должна стать предметом университетского образования.
Он подчеркивал необходимость нравственного воспитания на основе опыта и включил деятельность преподавания в область сознательного метода.
Согласно его теории апперцепции, новые идеи, которые должным образом представлены студентам, присоединяются к уже существующим представлениям и образуют систему связанных идей называемых апперцептивной массой.
Он разработал теорию образования, известную как Гербатионизм. В конце 19-го века она оказала огромное влияние на методы преподавания, особенно в Соединенных Штатах, где в 1895 году преподавателями было создано Национальное Гербартовское общество. В Германии, в Лейпциге и Йене также были открыты центры Гербатионизма. Метод обучения Гербарта был назван его учениками его учениками, как «Пять официальных шагов Усвоения», которые включали: подготовку, представление, ассоциацию, обобщение и применение.
По мнению Гербарта душа не имеет унаследованных природных талантов или врожденной силы. Он говорил, что индивидуальность ребенка проявляется все более и более вследствие усилий учителя. Он призывал сделать обучение более интересным и привлекательным, и говорил, что учитель должен демонстрировать ребенку его будущее.
Эстетика. Гербарт утверждал, что прекрасное, необходимо отличать от смежных понятий полезного и приятного, которые изменяются с течением времени, места и лица, тогда как красота утверждается абсолютно и непроизвольно всеми, кто обрел истинное видение.
Основные труды: Идея Песталоцци об алфавите восприятия (Pestalozzis Idee eines ABC der Anschauung, 1802), Моральные или этические отношения мира: главная цель образования (1804), Всеобщая педагогика (Allgemeine Pädagogik, 1806), “Основные моменты метафизики и логики” (1807), “Общая практическая философия” (1808), «Система психологии (1814), “Психология” (1816), Психология как наука (1824-5), (Allgemeine Metaphysik (Общая Метафизика, в двух томах) (1828-29), Очерк лекций по педагогике (1835).

Жизнь:

Происхождение: Гербарт родился 4 мая 1776 года в Ольденбурге. Он был единственным сыном одаренной матери и отец, который занимался юридической практикой. Он был единственным ребенком в семье статского советника. Он рос, болезненным ребенком, из-за несчастного случая, связанного с падением в сосуд с кипятком. До 12 лет Гербарт не посещал школу и обучался своей матерью. Его мать одаренная и волевая женщина, оказала огромное влияние на его воспитание, передавая свой талант и умственные способности своему сыну.
Образование: Гербарт получил домашнее образование и до 12 лет обучался своей матерью. Затем он стал учеником гимназии в Ольденбурге (1788-1794) и студентом Университета Йены (1794-1799).
Оказали влияние: Парменид, Лейбниц, Кант, Фихте и Песталоцци.
Основные этапы профессиональной деятельности: С 1797 по 1800 Гербарт работал в качестве репетитора трех сыновей губернатора в Интерлакене, в Швейцарии, где он познакомился с Песталоцци.
В 1802 году он стал лиценциатом в Геттингенском университете, а в 1805 он был назначен экстраординарным профессором. В том же году он прочитал свои философские лекции. С 1805 по 1809 гг. Гербарт преподавал философию и педагогику в Геттингене.
Здесь он стал разрабатывать философские основания, на которых он намеревался построить свою теорию образования.
В конце 1808 он стал преемником Канта в качестве профессора в Кенигсберге, а с 1809 по 1833 возглавлял кафедру философии.
Позже недовольный общей политической обстановкой в Пруссии, Гербарт, в 1833 году вернулся в Геттинген.
Он оставался там в качестве профессора философии до самой смерти.
Основные этапы личной жизни: С 1788 по 1794 Гербарт учился в гимназии в Ольденбурге. После этого он обучался в Йенском университете (1794-1799), где ему преподавал Фихте и где он познакомился с Фридрихом Шиллером. Во время учебы на него особое влияние оказали работы Лейбница, Канта и Фихте.
Несмотря на полную загруженность работой, в 1811 г. Гербарт женился на 18 летней девушке Мери Джейн Дрейк, дочери английского купца.
С Мери они жили счастливой жизнью. Она поддерживала все занятия мужа и помогала ему в его работе в области педагогики и психологии.
Он скончался 11 августа 1841 и был похоронен на кладбище Albanifriedhof в Геттингене.
Изюминка : Гербарт был близким другом Песталоцци.

«Педагогическая теория И.Ф.Гербарта»

Биография

Функция интереса в педагогике Гербарта

Обучение на основе многостороннего интереса

Ступени в процессе обучения

Нравственное воспитание

Религиозное воспитание

Биография

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.

В 1794-1797 учился в Йенском университете, который в те годы был центром кантианства. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, штудировал труды Шелленга. Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало формирования его педагогических взглядов получило отражение в «Отчетах г.фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу Штейгеру.

В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в двух своих работах в 1802 году «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».

С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя И.Ф.Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял И.Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность.

Из опубликованных в эти годы работ И.Ф.Гербарта заслуживают особого внимания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 году фундаментальном сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Это произведение стало первым опытом научного построения педагогической теории.

В Кенигсбергский период И.Ф.Гербартом были написаны такие важные работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике».

В 1833 году И.Ф.Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние годы его жизни и были изданы его «Очерки лекций по педагогике», которые также приобрели широкую популярность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к его сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Гербарт, как философ, сближался с Г.В.Лейбницем и Х.Вольфом, полагая, что реальная действительность состоит из простых сущностей «реалов». Лишенные конкретных качеств «реалы», находясь между собой в различных отношения, комбинациях, создают иллюзию о меняющемся мире.

Аналогичные подходы характерны и для психологических воззрений И.Ф.Гербарта. Он выдвинул концепцию о «статике и динамике» представлений как первичных элементах «реалах» души, находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте друг с другом. Стремясь удержаться в ограниченном объеме сознания в пределах «порога сознания», они пытаются вытеснить друг друга в сферу «бессознательного». Близкие, родственные представления ассоциируются. Усиливают друг друга, а противоположные ослабляют друг друга, и вытесняются за «порог сознания», забываются. Ясность новых представлений, их усвоение возможны лишь при условии их поддержки родственными представлениями прошлого опыта. Его соединение с новыми впечатлениями составляет акт апперцепции, т.е. восприятия нового с учетом предыдущего личного опыта.

По мнению Гербарта, эта внутрипсихическая динамика может быть подвергнута изучению на основе математического метода. Свои подходы к этой области исследований, значительно опережавшие возможности эмпирических психологических исследований того времени, он изложил в работе «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике». Для более точного понимания ее содержания надо иметь в виду, что в отличие от современной трактовки термина «метафизика» на языке эпохи того времени «метафизический метод» означал метод чисто теоретический или философский.

Психологические взгляды Гербарта

Всю психическую деятельность Гербарт интерпретировал как сочетание и взаимодействие представлений. Динамикой представлений объяснялись им все основные проявления психической деятельности. Например, память рассматривалась как способность к воспроизведению рядов представлений и обозначение их известными словами, фантазия как самодеятельность в смене и комбинации представлений, суждение как подведение новых представлений под существующие понятия и обозначение их известными словами и т.д. Представлениями обусловлены также чувствования, желания и воля. Противоборство различных групп представлений порождает желания, доминирующее желание, связанное с представлением о его достижении, есть воля. Так представлена жизнь души, которую Гербарт хотел охватить в механике, статике и динамике представлений. И хотя душа, психическая сфера личности, рассматривалась в его философской системе как некая самостоятельная субстанция, тем не менее, все ее содержание с запасом представлений, всеми их разновидностями и противоречиями развертывается постепенно в конкретном опыте личности.

Психологические взгляды Гербарта вели к основному педагогическому выводу: раз чувства, желания и воля представляют собой своеобразное сочетание и соотношение представлений, значит, целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, т.е. осуществляет целенаправленное воспитание.

Гербарт солидаризировался с гуманистическими идеями тех педагогов 18 века первой половины 19 столетия, которые видели в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Однако в отличие от них он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет.

Гербарт подходил к пониманию природы и общества как связного целого, подчиненного объективным законам.

Учение об антиномиях Канта и Гегеля утверждало, что антиномические построения являются результатом того, что разум переходит границы опыта. Намечая перспективы развития педагогической теории. Гербарт также выходил за границы сложившегося опыта воспитания и накопленных обществом педагогических знаний. Это привело его к новаторским подходам и решениям.

Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Первичные этические идеи по Гербарту:

идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;

идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;

идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.

Если ориентироваться на этические тезисы Гербарта - учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

При всей неоднородности перечисленных выше этических идей, все они могут быть сведены к обязанностям человека, касающимся его самого, и обязанностям по отношению к другим людям. Гербарт выделял первичные этические идеи, исходя из включенности человека в разнообразные социальные связи. Этические идеи на первом этапе, их соотношения и комбинации проявляются в поведении каждого отдельного человека, являющегося членом того или иного общества. Таким образом, когда общество взаимодействует с личностью, совокупность этических идей составляет основу всеобщей морали.

Когда Гербартом было дано этическое обоснование общей цели воспитания, было выделено 2 группы целей воспитания: возможные и необходимые.

Возможные ориентированы на перспективу, имея в виду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивали объективной, содержательной стороны, которая должна была составить предмет свободного выбора.

Гербарта в развитие педагогической психологии, П.Ф. Кап­терев подчеркивает, что «... дидактика...

  • Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся

    Реферат >> Педагогика

    Процес-сам и явлениям, педагогические теории и концепции гуманизации непрерывного педагогического образования. Социально-философскую основу... , поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми...

  • Педагогическая психология. Психология педагогического общения

    Конспект >> Педагогика

    Знаний для педагогической теории и практики. Ветви педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии. Основные... развитие - совершенствование - общих познавательных процессов (И. Гербарт ); приобретение знаний, умений и навыков в...

  • Й.Ф.Гербарт (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог. Он был сторонником ассоциативной психологии. Родился в семье чиновника-юриста. Получил университетское образование. Работал на должности профессора в Геттингенском и Кенінгсбергзькому университетах, где читал лекции по философии, психологии и педагогики. Педагогические идеи Гербарта получили развитие в его произведениях “Общая педагогика, выведена из цели воспитания“, “Очерки лекций по педагогике“ и др.

    Он считал, что все психическая жизнь человека состоит из “реалов“, основой которых является воображение. Устанавливал ограниченные возможности (“порог“) в умственном развитии человека и познании мира ней, поскольку весь процесс психической деятельности сводил к механическим комбинированных видоизменений воображения.

    Герберт выступал за научную самостоятельность педагогики. Он критиковал тех, кто строил педагогику только из опыта, а также и тех, кто выводил ее из философских систем. Считая, что для успешной педагогической работы необходимо предварительно овладеть педагогической теорией, Гербарт разработал систему педагогической науки на основе психологии и этики.

    В деле воспитания Гербарт ставит перед школой цели: возможны - подготовка будущих взрослых людей в области определенной специальности, и необходимы - подготовка их к работе в любой области деятельности. В целом надо стремиться к воспитанию “порядочного“ человека.

    Общая цель воспитания, за Гербартом, должна заключаться в достижении гармонии свободы с этическими идеями и в развитии многостороннего интереса. Процесс воспитания он делит на три составляющие: управление детьми, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.

    Систему управления детьми Гербарт ґрунтував на собственной идеи о том, что ребенку естественно присуща “дикая шаловливость“, поэтому она нарушает установленные в школе порядки, проявляет недисциплинированность. Чтобы обеспечить воспитание и обучение, надо обуздать эту “дикость“. Гербарт предлагал в системе управления такие средства, как угроза, надзор, приказ, запрет, физические наказания, как вспомогательные средства - авторитет и любовь воспитателя.

    Гербарт выдвинул идею воспитывающего обучения. Процесс воспитывающего обучения ґрунтував на развитии шести видов многостороннего интереса: эмпирический (к окружающему миру), спекулятивный (к познанию вещей и явлений), эстетический (к прекрасному), симпатичная (до близких), социальный (до всех людей), религиозный (к служению “высшем духу“). Первые три вида интереса должны удовлетворяться изучением предметов естественно-математического цикла, а другие три - гуманитарных дисциплин.

    Во второй пол. XIX в. было популярным учение Гербарта об четыре ступени обучения: выразительность, ассоциация, система, метод. Эти ступени должны иметь место на каждом уроке независимо от его содержания и возраста учащихся. На первой ступени (выразительность) осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с широким использованием наглядности; на втором степени (ассоциация) в процессе свободной беседы происходит установление связей новых представлений с предварительным; третья степень (система) характеризуется связным изложением нового материала с выделением основных положений, с выводом правил и формулировкой законов; на четвертом степени (метод) у учащихся в процессе выполнения упражнений вырабатывается навык использования приобретенных знаний на практике.

    Гербарт разработал теорию видов обучения: описательного (выявить опыт ученика и расширить его через наглядность, рассказ и заучивание материала), аналитического (распределение материала на составные части и предоставления воображении учащихся определенной системы), синтетического (обобщение уже известного материала, сведения его до системы).

    Ставя превыше всего развитие представлений и формального мышления у учащихся, Гербарт отводил главное место в учебном плане изучению древних языков и математики, которые, по его мнению, лучше всего дисциплинирует ум. Меньшее значение придавал предметам естественнонаучного цикла. Он считал, что ребенок в своем развитии повторяет путь, пройденный человечеством, поэтому ребенку ближе и понятней жизни древних народов, чем современников. В связи с этим предлагал до 14 лет изучать прежде всего язык, литературу и историю античного мира, математику и географию.

    Система нравственного воспитания детей в Гербарта базируется на пяти моральных идеях: идея внутренней свободы (устранение “внутреннего расстройства“), идея совершенствования (сочетание силы и энергии воли и обеспечения “внутренней гармонии“), идея приязни (согласования воли одного человека с волей других), идея права (развязывания конфликтов между волей людей), идея справедливости (определение награды или наказания том, кто этого заслужил). Чтобы нравственное воспитание дало желаемые последствия, Гербарт предлагает применять средства управления детьми.

    Педагогические идеи Гербарта имели значительное влияние на развитие педагогики, они распространились во второй пол. XIX - нач. XX в. по всех странах Западной Европы. Гербарт имел много последователей, которые развили и оформили его идеи в отдельный педагогическое направление - гербертіанство.

    Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог. Родился недалеко от Бремена, в семье юриста. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем и поступил сразу в предпоследний класс местной гимназии, где проявил особый интерес и склонность к занятиям философией. В 1794—1797 гг. учился в Йенском университете, где, увлекшись трудами Канта, всерьез занялся философией.
    В 1797—1880 гг. И.Ф. Гербарт работал в Швейцарии домашним учителем-воспитателем трех мальчиков в семье бернского аристократа фон Штейнера. Именно тогда начали формироваться его педагогические взгляды. Покидая Швейцарию в 1800 г., Гербарт посетил Бургдорф. Глубокое впечатление на него произвели личность Песталоцци и его педагогические идеи. Эти впечатления Гербарт отрази;] в работах «О новом сочинении Песталоцци "Как Гертруда учит детей"» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци» (1802).
    Последующее десятилетие жизни Гербарта было связано с Геттингенским университетом, где в 1800—1801 гг. он завершил свое университетское образование, защитив докторскую диссертацию но философии, а и 1802 1809 гг. читал лекции но философии, педагогике и психологии сначала в должности приват-доцента, позже — в должности профессора. Из опубликованных в эти годы работ И.Ф. Гербарта заслуживает внимания «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806), которая представляет собой первый опыт научного построения педагогической теории.
    Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя Гербарта приобрело широкую известность. В 1809 г. он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 г. возглавлял И. Кант. Его деятельность в университете на протяжении почти четверти века была необычайно разнообразной. Помимо чтения лекционных курсов но философии, педагогике и психологии, Гербарт добился открытия при университете педагогической семинарии с опытной школой, которыми он руководил, одновременно преподавая математику. В соответствии с его замыслом семинария должна была не только готовить учителей для школ, но и служить лабораторией для разработки общих вопросов педагогики.
    В этот период Гербартом были написаны такие важные работы, как «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике» и др. В 1833 г. Гербарт вернулся в Геттингенский университет, в стенах которого начиналась его научно-педагогическая деятельность, и возглавил кафедру философии. Здесь прошли последние годы его жизни и были изданы «Очерки лекций по педагогике» (1835), которые приобрели широкую известность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
    Гербарт соглашался с гуманистическими идеями тех педагогов XVIII - первой половины XIX в., которые считали, что воспитание должно способствовать свободному и радостному развитию человека. Однако, в отличие от них, он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности и качеств во взаимодействии с обществом, в котором человек живет. Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи своей эпохи — французских мыслителей XVIII в., немецкой классической философии, филантропистов, И.Г. Песталоцци, - - что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции - философ, психолог и педагог, он лучше чем кто-либо в то время был подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, но его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.
    Цели воспитания выводились Гербартом из философии, главным образом из этики, теории нравственности, по его терминологии, «практической философии», а средства, приемы и методы реализации цели воспитания — из психологии. Вопрос о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия Гербарт рассматривал как центральный вопрос педагогики.
    Гербарт дифференцировал педагогические знания по их источнику и различал педагогику как науку и педагогику как искусство, смешивая, таким образом, науку и практическую деятельность. Педагогика как наука —это строго упорядоченная система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласим с требованиями науки.
    Именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем подвел итог длительному поиску педагогической мысли. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт говорил, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в направлении действительности с ее «недостатками и нуждами», Гербарт считал, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как развитие личности совершается изнутри. Этой установке были подчинены все его дидактические поиски. Связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой в теоретической разработке основ школьного воспитания и ческой разработке основ школьного воспитания и образования в конце XIX — начале XX в.
    Один из центральных вопросов дидактики — вопрос о роли интереса в процессе обучения — Гербарт постарался раскрыть, исходя из его природы, а также выполняемых им дидактических функций. Он предложил классификацию интересов в их соотношении с характером познавательной деятельности и показал, что в интересе концентрируется деятельное начало, внутренняя активность, благодаря которым проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового. Воспитывающее обучение должно было, в понимании Гербарта, стимулировать стремление к наблюдению и размышлению (эмпирический и умозрительный интересы), развивать восприятие прекрасного (эстетический интерес), воспитывать симпатию к людям и общественности (симпатический и социальный интересы) и религиозное мировосприятие (религиозный интерес). Гербарт полагал, что при надлежащем взаимодействии между различными разновидностями интересов каждый из них может стать опорой для развития последующего.
    В соответствии с положением о непрерывном развитии многостороннего интереса, Гербарт выдвинул идею о необходимой последовательности ступеней обучения: «ясность», «ассоциация», «система», «метод». Эти ступени должны строго следовать друг за другом.
    Решая принципиально новую для педагогической теории и практики задачу — дисциилинирование воспитанника, Гербарт предлагал осуществлять ее средствами принудительного воздействия, такими как угроза, надзор, различные виды принуждения и т.п. Однако он подчеркивал, что дисциплинированна детей должно смягчаться любовью и снисходительностью к ним, работа с ними предполагает умение укрощать упрямство, не нарушая «детской беспечности». Во второй половине XIX в. односторонняя трактовка идей Гербарта об управлении детьми, их абсолютизация использовались сторонниками авторитарного воспитания, прежде всего правительственными чиновниками разных стран, в том числе и России, для обоснования системы мер дисциплинарного воздействия на учащихся.
    Источник нравственности личности Гербарт усматривал в представлениях, поскольку их ассоциативное взаимодействие, ясность и сила служат главным началом психологической деятельности человека, включая мышление, волю и эмоции. Поэтому обучение и, как его следствие, умственное развитие, согласно И.Ф. Гербарту, есть главное средство формирования характера личности, ее воспитания вообще.
    Гербарт разделял мысль И. Канта о нравственном воспитании как главной задаче педагогической деятельности, однако отвергал принцип категорического императива, т.е. безусловного правила поведения: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом всеобщего поведения. Он сформулировал пять исходных этических идей, которые, по его мнению, выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе. Это идеи внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.
    Таким образом, Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и способов воспитания, вследствие чего педагогика была представлена как систематически развитое и строго дифференцированное единое целое. Ему принадлежат и первые попытки привести обучение в соответствие с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему сделать шаг в развитии дидактики.
    Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием, оказали большое влияние на развитие мировой теории и практики воспитания.

    Биографические сведения. Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) родился в Германии, которая была в это время отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций.
    «В Пруссии, и в Германии вообще, помещик не выпускал из своих рук гегемонии во все время буржуазных революций и он «воспитал» буржуазию по образу и подобию своему», - писал В. И. Ленин.
    Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно.
    Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена.
    С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей.
    При семинарии он создал опыт ную школу, в которой сам преподавал ученикам математику.
    Педагогические идеи Гербарта получили развитие в его книгах: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835).
    Философские и психологические основы педагогики Гербарта. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей - реалов, которые недоступны познанию человека. Представление людей об изменяемости мира, говорил он, иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны.
    Гербарт отрицательно относился к французской буржуазной революции и прогрессивному движению, которое возникло под ее влиянием в передовых слоях немецкого общества. Он мечтал о том времени, когда окончатся перевороты и изменения, на смену им придет «устойчивый порядок и размеренная и упорядоченная жизнь». Он стремился посредством своей деятельности в области философских наук (к ним он относил психологию, этику и педагогику) способствовать водворению такого устойчивого жизненного порядка.
    Свое понимание сущности воспитания Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на вечных и неизменных нравственных идеях. Эти идеи составляют, по Гербарту, основу внеклассовой, всеобщей морали, которая должна была укреплять господствовавшие в прусской монархии общественные отношения и нравственные нормы. Психологическое учение Гербарта, основанное на идеалистической и метафизической философии, в целом антинаучно, но отдельные его высказывания в области психологии представляют известный научный интерес.
    Следуя за Пестолоцци, стремившимся найти во всяком сложном явлении его элементы, Гербарт разложил психическую деятельность человека на составные части и пытался выделить тот элемент, который является самым простым, первичным. Таким простейшим элементом Гербарт считал представление. Он неправильно утверждал, что все психические функции человека: эмоция, воля, мышление, воображение и др. - это видоизмененные представления.
    Психологию Гербарт считал наукой о представлениях, их появлении, сочетаниях, исчезновении. Он полагал, что душа человека не имеет первоначально никаких свойств. Содержание человеческого сознания определяется образованием и дальнейшим движением представлений, которые вступают в определенные взаимоотношения по законам ассоциации. Введенные Гербартом понятия ассоциация и апперцепция сохранились в современной психологии.
    Масса представлений как бы теснится в душе человека, стремясь пробиться в поле сознания. Туда проникают те представления, которые родственны имеющимся в поле сознания, те же, которые не подкрепляются ими, ослабевают, делаются незаметными и выталкиваются за порог сознания.
    Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту, от первоначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспитанием. Так, понимание обусловливается взаимоотношением представлений. Человек понимает, когда предмет или слово вызывает в его сознании известный круг представлений. Если же в ответ на них не возникает никаких представлений, они остаются непонятными.
    Взаимоотношениями представлений объясняются все явления эмоциональной сферы психики, а также область волевых проявлений. Чувства, по Гербарту, есть не что иное, как задержанные представления. Когда в душе существует гармония представлений, возникает чувство приятного, а если представления дисгармонируют друг с другом, то возникает чувство неприятного.
    Желание, как и чувство, является опять же отражением отношений между представлениями. Воля - это желание, к которому присоединяется представление о достижении поставленной цели.
    Итак, Гербарт игнорирует своеобразие различных свойств психики человека. Он неправомерно сводит сложный и многообразный, глубоко диалектический процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Воздействуя на представления ребенка, он рассчитывает оказать тем самым соответствующее влияние на формирование его сознания, чувств, воли. Из этого у Гербарта следовало, что правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер.

    Сущность воспитания, его цели и задачи. Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.
    Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания, считал Гербарт.
    Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».
    Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные вечные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.
    Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.
    Возможные цели - это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.
    Необходимые цели - это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.
    Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развить в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.
    Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

    Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить «дикую резвость», которая, как считал Гербарт, свойственна детям. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания.
    Первое средство управления - это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако и самый строгий надзор может не дать нужного результата: надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает.
    Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно. И, наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом, она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран. Известный своей жестокостью реакционер Аракчеев, разрабатывая положения о школах в военных поселениях, тоже изучал рекомендованную Гербартом систему управления детьми, в частности наказания.
    Авторитет и любовь Гербарт считает вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т.е. детской, воли.
    Управление должно занять время ребенка. «Основа управления состоит в том, чтобы занять детей, еще вовсе не имея в виду какой-либо пользы для их духовного развития, время их во всяком случае должно быть заполнено с той единственной целью, чтобы они не творили глупостей». Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей.
    Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.
    На этом основании он неправильно оторвал управление от нравственного воспитания, рассматривая управление, т. е. установление дисциплины, только как условие воспитания, тогда как на самом деле дисциплина не только условие, но также средство и результат воспитания.

    Обучение. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование.
    Гербарт неправомерно подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияний социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он неправильно считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.
    Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие - общественной жизни.
    Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит интересы: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает стремление к наблюдению; у мозрительный, который отвечает на вопрос, почему это так, и настраивает на размышление; эстетический - обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых; социальный - на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе Гербарт относит религиозный интерес, направленный на общение с богом.
    Признавая ценным указание Гербарта о необходимости сделать образование разносторонним, следует вместе с тем отметить надуманность установленной им классификации интересов.
    Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса. Гербарт рассчитывал разрешить ее созданием у воспитанников разнообразных и подвижных групп представлений путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Он пояснял, что человечество проявляло в своей юности те же интересы и занималось теми же видами деятельности, какие свойственны детям и юношам. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов.
    Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастику духа».
    Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии - в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он был горячим сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другими видами практической деятельности. Для тех же, кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.
    Большое внимание уделял Гербарт проблеме интереса как важнейшему условию и средству успешного обучения. Отвечая на вопрос, как возбудить и поддержать в учениках интерес к учебному материалу, он указывал: «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается». Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу новым впечатлениям, сообщаемым учителем, в душе ученика поднимались вереницей уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего опыта он называл апперцепцией. Он придавал ей большое значение в процессе обучения и тесно связывал с ней интерес и внимание.
    Гербарт различал следующие виды внимания. Детям сначала присуще примитивное внимание, которое является первым видом непроизвольного внимания. Оно направляется на предмет независимо от воли человека, благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука. Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное внимание, которое как бы высылает подходящие представления, нужные для усвоения и закрепления новых. От непроизвольного внимания он отличал произвольное внимание, которое зависит от заранее принятого намерения, от усилий самого ученика. Гербарт указывает, что развитие у учащихся произвольного внимания, стремления сосредоточивать серьезные усилия на том, что надлежит выучить, является задачей не только обучения, но также управления и нравственного воспитания.
    Гербарт дал много ценных дидактических советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание.
    Приведем некоторые из этих советов. Еще до школы и на начальных ступенях обучения в детях должны создаваться такие представления, которые помогают усваивать последующий учебный материал. Непосредственно перед тем как учитель перейдет к объяснению нового, он должен вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала.
    В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать самый предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие действует утомительно.
    В изложении учителя должно быть связано одно с другим: несвоевременные паузы и введение посторонних элементов (слишком примелькавшихся фраз, риторических украшений, уклонений от главной мысли, отсутствие логики и др.) нарушают свободное течение апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу. «При ней апперцепция сейчас же завершается: она не дает достаточной работы».
    Гербарт дал также ценные советы о заучивании наизусть. Он правильно указывал на необходимость борьбы с забыванием изученного материала. Наиболее эффективным он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.

    Ступени и ход обучения. Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу. Цветок не должен разрывать своей чашечки, говорил он, подчеркивая мысль о том, что обучение должно представить картины мира в сознании учащегося как единое целое.
    Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.
    Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента (углубление и осознание) могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.
    Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод.
    Первая ступень - ясность - это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизовать внимание. В дидактическом - изложение учителем нового материала, применение наглядности.
    Вторая ступень - ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимися уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни и т. д. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.
    Третья ступень - система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию». В области дидактики это формулировка выводов, правил, определений.
    Четвертая ступень - метод-это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это различного рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.
    Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Но они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.
    Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока. Научная педагогика отвергает подобное решение вопроса и считает, что ход урока определяется рядом обстоятельств, как-то: возрастом и уровнем развития учащихся, спецификой учебного материала, дидактической задачей данного урока и др.

    Нравственное воспитание. Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина - это и условие, и результат воспитания.
    Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.
    В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.
    Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую».
    К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:
    1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
    2. Определять воспитанника, т. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
    3. Устанавливать четкие правила поведения.
    4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т. е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
    5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
    6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.
    В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательные наказания в отличие от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.
    Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитанию предстоит ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети имели возможность проявлять свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми мерами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающих детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считал, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории.
    Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. После разгрома революции 1848 года западноевропейская буржуазия, предавшая трудящиеся массы, заинтересовалась его теорией, утверждавшей непоколебимость установившегося порядка. Идеи Гербарта стали пользоваться большой популярностью в Германии, России, во многих странах Западной Европы. Появился спрос на них и в Америке.
    Классическая средняя школа Европы и США с значительной мере строилась на основах гербартианской педагогики. Широкое распространение получила созданная Гербартом система управления детьми, направленная на подавление их самостоятельности и беспрекословное подчинение взрослым.
    В то же время Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины, системы понятий, научной терминологии. Но Гербарт исходил из идеалистической системы этики, построенной на религии и метафизике, разработанной им ассоциативной психологии, в которой содержание психической деятельности представлено упрощенно, только как механизм движения представлений. Многое в сознании человека может быть объяснено апперцепцией, и указание Гербарта на большую роль ассоциаций в обучении является ценным. Но сводить все содержание сознания к представлениям неправомерно.
    Большое значение имела разработка Гербартом вопросов дидактики. Его высказывания о многостороннем интересе, систематичности в обучении, о развитии интереса и внимания представляют несомненную ценность. Положительной оценки заслуживают попытки Гербарта определить взаимоотношения между обучением и воспитанием и защищаемый им принцип воспитывающего обучения, хотя в целом данное им решение нельзя признать научным.

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    .

    Заговоры: да или нет?

    По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?