Интересные задания по теме имя существительное. Учительские университеты

Интересные задания по теме имя существительное. Учительские университеты
Морфология. Имя существительное. 5класс.
«А»

1. Запишите существительные, распределяя их в 2 столбика.
Одушевлённые Неодушевлённые

Книга, планета, бабушка, шахтёр, журналист, профессия, кнопка, учёный, газета, учитель.

2. Выписать сущ. в 2 столбика: а) имена собственные, в) имена нарицательные.

Столица Казахстана – Астана. Самый красивый город в республике Алматы теперь называют «южной столицей». Над ним возвышаются горы Алатау. За горами расположено чудесное озеро Иссык – куль.

3. Запишите сущ., распределяя их по родам.

Женский род мужской род средний род сущ. общего рода

Земляника, месяц, стекло, забияка, осина, пшеница, восток, сердце, трамвай, ябеда, обжора, ужин, яблоко, утро, зерно, умница, недотрога, песок.

4. Определите склонение существительных.

Дорога, роща, речь, меч, счастье, детство, дядя, юноша, отец, ночь, печь.

5. Образуйте от существительных форму множественного числа.
Магнитофон, путешествие, парашют, спортсмен, профессия.

«В»
1. Перепишите, заключая в кавычки собственные наименования
Кинофильм Морозко, рассказ Чук и Гек, кинотеатр Байкал, журнал Костер, пьеса Снежная Королева.

2. Прочитайте ряды синонимов. Запишите их, распределяя по родам.
Дорога, путь, направление;
Штиль, затишье, тишь;
Вид, картина, зрелище;
Договор, соглашение, конвенция;

3. Укажите имена существительные общего рода. Запишите их.

«Ах ты, обжора! Ах, злодей!- тут Ваську повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе…»
Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах и рвутся вон на драку. Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит. «А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть…»

4. Запишите существительные, распределяя их в два столбика: 1) существительные, имеющие формы только множ. числа; 2) существительные, имеющие форму только единственного числа.

Крестьянство, чернила, очки, шахматы, листва, посуда, отвага, ворота, каникулы, сметана, сахар, мужество, ножницы, прятки.

1. Перепишите. Определите род существительных. Прилагательные в скобках напишите в нужной форме.

Имя (известный), фамилия (знакомый), деталь (запасной), снегирь (красногрудый), молодежь (современный), рысь (хищный), флигель (небольшой).

1. Перепишите, вставляя окончания глаголов и прилагательных по смыслу. Подчеркните слова общего рода.

Новоя ученица в классе оказал… больш… забиякой. Новый ученик оказал… больш… забиякой.
Антон никогда не был так… невеждой. Даша никогда не был… так… невеждой.

2. Выпишите существительное, от которых нельзя образовать форму множественного числа.

Молоко, металл, коллега, аллея, упорство, территория, исследование, сметана, мастер, родня, растение, посуда.
3. Запишите словосочетания в две колонки: 1) с О в окончании,2) с Е в окончании.

Светить свеч.., идти с поклаж.., укрыться плащ.., быть молодц.., прослыть удальц.., скакать зай ц.., окружить кольц.., вытирать полотенц.. .

Творческие задания по теме:

«Имя существительное»

Вопросы:

    Что называется именем существительным?

    Какие бывают имена существительные?

    Как изменяются имена существительные?

    Три склонения имён существительных?

    Падежи имён существительных (вопросы, предлоги, особенности)?

    Как определить падеж имён существительных?

    Падежные окончания имён существительных 1 склонения?

    Падежные окончания имён существительных 2 склонения?

    Падежные окончания имён существительных 3 склонения?

1 вариант:

    Спиши:

Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке.

    Найди в тексте слово, которое подходит к схеме:

Бросили (дорога), работал (охранник), гуляли (лес), жил (Олег), читать (журнал), ехать (поезд), слова (песенка), рассказала (праздник).

2 вариант:

    Спиши:

Мы шли по дорожке к роще. На опушке рощи было много лесных ягод. Вот к берёзке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Вскрикнуть (боль), выпрыгнул (песочница), сорвать (дерево), пролить (стол), рассказать (мама), лежит (постель), налить (стакан), говорить (друг).

3 вариант:

    Спиши:

На верхушке ёлки Кирилл и Геннадий укрепили звезду. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. Ёлка ожила, засветилась миллионами огней.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Подъехать (вокзал), снять (яблоня), смеяться (радость), плыть (море), шёл (тропинка), живёт (город), вместе (подруга), сидел (кресло).

4 вариант:

    Спиши:

Из деревни по дороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинке. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела группа ребят.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подбери из текста слово к схеме: Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Смотреть (книга), рисовать (альбом), дружить (Ольга), приехать (тётя), лежать (песок), увидеть (ворота), позвать (класс), петь (весна).

5 вариант:

    Спиши:

В осеннем лесу ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему качать серёжки у ольхи. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Составь схему последнего предложения. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Лежал (печь), держала (книга), подошёл (сторожка), подружилась (одноклассница), висели (дуб), смеялись (радость), сделал (поделка), думал (подарок).

6 вариант:

    Спиши:

Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено, дышал запахом травы, смотрел на облака.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу во втором предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Работать (порт), писать (дедушка), стоять (дом), следить (речь), выбежал (дубрава), попросил (учительница), увидела (киоск), нашла (сумка).

Разноуровневые задания по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Собственные и нарицательные.

1 уровень .
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, река, Нина, лев, окно, Амур.


2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика .
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные .
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. (мужской /женский/ средний)
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.


2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных .
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.


3 уровень .
Составьте рассказ, используя данные слова :
Утро, дождь, плащ, луч солнца, зонт, туча, лето.
Определите род всех имён существительных .

Число имён существительных .
1 уровень.
Запишите слова в два столбика . (единственное / множественное )
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2 уровень.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите род и число существительных .

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам .
Посеяла на грядке , шишки ёлки , пронёсся по степи , напиши бабушке , вечер за книгой , альбом подруги , протекает по равнине , был за школой , забыл о задаче .


2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.


3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных .
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж . Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .


2 уровень .
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падеж и род. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные :

бури, грибы.


2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных .
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).


3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии - уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий - переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

    Выпишите из текста имена собственные.

    Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

    Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

    Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

    Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

    Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

    Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

    Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает. Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ . У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ . Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________. Коробочка ________________ , - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить. Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Морфологические категории имен существительных

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Одушевленные

Неодушевленные

Мужской род

Женский род

Средний род

Тест по теме "Имя существительное"

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) растение, трое, возгорание, поле

Б) каре, тире, варьете, вместе

В) натрий, карий, алюминий, всякий

Г) манго, облако, древко, повидло

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

А) буйвол, воробей, зверь

Б) народ, труп, студенчество

В) робот, покойник, туз

Г) черт, эгоист, леший

3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?

А) зрение - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения

Б) росток - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения

В невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

Г) человек - существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье , тишину, и ночь , и звезды , и луну?

А) рощи - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

Б) уединенье - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

В) ночь - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

Г) звезды - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом ?

А) интерес - существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим

Б) портретистом - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

В) Репину - существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

Г) человека - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением