У христа был друг его лазарь. Лазарь четверодневный, друг христов

У христа был друг его лазарь. Лазарь четверодневный, друг христов
У христа был друг его лазарь. Лазарь четверодневный, друг христов

Суббота шестой седмицы Великого поста Церковью именуется Лазаревой в честь совершённого Спасителем чуда - воскрешения из мертвых Его друга Лазаря. Так исполнились пророческие слова Господа, сказанные Им ранее: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25).

Истоки праздника

Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времен. В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чем свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами. В VII–VIII веках святые песнописцы - преподобные Андрей Критский, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин - составили на этот праздник особые песнопения и каноны, которые мы поем и сегодня.

Вспомним евангельскую историю, которая легла в основу празднования. Святой праведный Лазарь вместе со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания, неподалеку от Иерусалима. Жители Вифании уважали этого скромного верующего человека и часто обращались к нему за помощью или советом.

Во время Своей земной жизни Христос не раз посещал дом Лазаря, которого очень полюбил и называл Своим другом. Однажды, когда Он возвращался из Галилеи в Иерусалим, сестры праведного Лазаря встретили Его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен! (Ин. 11 , 3). Господь утешил вестников, сказав, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11 , 4). Тем самым Христос показал нам новый подход к жизни и к страданию. Если человек время болезни не тратит на бесплодное саможаление, не ропщет, но радуется ей, потому что она очищает от грехов, то через эти страдания он может приобрести нетленное сокровище.

Когда Христос пришел в Вифанию, оказалось, что Лазарь умер и уже четыре дня как находится во гробе. Господь подошел ко гробу и сказал, чтобы отняли камень. Гробы в древней Палестине устраивались в виде пещеры, вход в которую закрывался камнем. Открытие таких пещер производилось лишь в крайних случаях, да и то не тогда, когда тело уже разлагалось. В теплом климате Палестины этот процесс начинался очень быстро, вследствие чего иудеи хоронили своих покойников в тот же день, в какой они умерли. На четвертый же день разложение должно было достигнуть такой степени, что даже верующая Марфа не могла удержаться, чтобы не возразить Господу: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе! (Ин. 11, 40).

Когда камень был отнят, Господь посмотрел на небо и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня (Ин. 11 , 41). Этой молитвой Он показал, что творит чудеса в силу Своего полного единства с Богом Отцом. И громким голосом воззвал: Лазарь! Иди вон! (Ин. 11 , 43). Связанный погребальными пеленами, Лазарь сам вышел из пещеры. Впоследствии этот момент стал изображаться на многих иконах и фресках.

Случившееся поразило всех присутствующих. Этим чудом Христос явил людям, что Он поистине Сын Божий. «Сегодня, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», - поется в Великом каноне преподобного Андрея Критского.

Новая жизнь

Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта на острове Кипр, так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились его убить. На острове его встретили апостолы Павел и Варнава. Они рукоположили его в сан епископа Китии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). Праведному Лазарю было тридцать лет.

По преданию, Сама Владычица Богородица исткала Своими руками святительский омофор и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу.

Святой Лазарь пребывал в сане епископа на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников. Известно, что после своего воскрешения он до конца своих дней строго постился и никогда не улыбался, так как прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Ничего не рассказывал он о том, что увидел после смерти, «поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном» (синаксарь в Лазареву субботу).

В воспоминание всем поколениям

Обстоятельства смерти святого неизвестны. Долгое время могила праведного Лазаря была утеряна. Но спустя некоторое время в Китии на забытом месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. На иконе Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два Ангела с ветвями в руках. Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы, хранившийся в московском Успенском соборе.

Спустя некоторое время на том же самом месте забил целебный источник, который то пропадал, то вновь появлялся. В конце VIII века здесь решили построить храм во имя праведного Лазаря. При раскопках нашлось погребение древних саркофагов, в одном из которых находилась честная глава праведного Лазаря и часть костей. Надпись на гробнице гласила: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Перед угрозой арабского вторжения византийский император Лев Мудрый повелел в 898 году перенести часть святых мощей в Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря, но другую часть святыни оставили в Ларнаке, где она хранится и по сей день.

Храм во имя праведного Лазаря неоднократно перестраивался, но в своей основе сохранил трехнефную базилику IX века. Особого внимания заслуживает иконостас, состоящий из 120 икон и представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане епископа Китии. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь.

Звон колоколов храма слышен во всех уголках современной Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается на воскресные и праздничные службы.

К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются многие, особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Вместе со своими святыми сестрами - праведными Марфой и Марией - он является также покровителем странноприимства и других дел милосердия.

Праведный Лазарь до сих пор считается покровителем Ларнаки, и за неделю до православной Пасхи горожане празднуют его воскресение, пронося по улицам города икону святого, которая все остальное время хранится в храме.

В древнем евангельском селении Вифания сохранилась пещера (гробница) святого Лазаря Четверодневного, где он лежал до своего воскрешения. Гробница представляет собой глубокую квадратную пещеру в скале. В стене пещеры видно углубление - ложе, на котором четыре дня лежало тело усопшего Лазаря.

Поклониться частице святых мощей праведного Лазаря можно и в России. С июня 2013 года ковчег с мощами святого Лазаря хранится в Зачатьевском монастыре г. Москвы.

Лазарева суббота предваряет спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо за несколько дней до Своей смерти Христос явил не случайно. Желая укрепить веру Своих учеников, даровать им упование на жизнь вечную, Господь являет Свою божественную силу, которой повинуется смерть. Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с тем и последующего всеобщего воскресения мертвых при Втором пришествии Спасителя на землю.

Подготовила Наталия Бондаренко

Лазарь Четверодневный, друг Христов. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе

Воскрешение Лазаря - величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же - небедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11: 3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12: 3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11: 18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

После убиения первомученика Стефана Лазарь был посажен в лодку без весел и отправлен в море

__________________________________________________

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим) . Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного) .

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь) .

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15: 24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)


Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12: 3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».


Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью "Друг Христа", в которой был некогда погребен праведный Лазарь

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он - человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

__________________________________________________

Единственный описанный случай, когда Господь плакал, связан со смертью Лазаря

__________________________________________________

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, - пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря - состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11: 3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11: 11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11: 12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11: 13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» (Ин. 11: 14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна... Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11: 4).

__________________________________________________

О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский

__________________________________________________

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии - выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.


Могила св. Лазаря в Вифании


Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) - это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения - арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.


Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря - ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря - это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3: 36); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25).

Лазарь Четверодневный

Константин Икономос, преподаватель

Ο Άγιος Λάζαρος, ο τετραήμερος

рака с мощами св. праведного Лазаря в Ларнаке

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И РАЦИОНАЛИСТЫ: Лазарь вырос в Вифании и был братом Марфы и Марии. Он был другом Иисуса Христа () Ин. 11,5, 36; Мф. 21, 17; Мк. 11, 11) и был воскрешен из мертвых Господом. Воскресение Лазаря с самыми подробными деталями описано в 11 главе Евангелия Иоанном Богословом. Многие рационалисты смотрят на повествование об этом воскрешении просто как на некий «символ духовного восстановления грешника » и ничего более.

Однако эти взгляды противоречат некоторым деталям при описании этого события в Евангелии, которые собственно говоря не оставляют никакого сомнения в авторитетности и несомненности его слов. Так город Вифания (15 стадий от Иерусалима), время (четырехдневный умерший), страх зловония, описание гроба, гробных пелен, эмоциональная реакция Господа, наличие саддукеев (которые не верят в воскресение) , а также и врагов Господа, которые хотели убить самого Господа Иисуса, представляют собой живое доказательство того, что Иоанн Богослов говорит о реальном и потрясающем событии.

ЛАЗАРЬ НА КИПРЕ: Лазарь после своего воскресения, около 30-33 г. по Р. Х. покинул Вифанию и пришел в Ларнаку на о. Кипр. Здесь он встретил апостолов Павла и Варнаву, когда он шел из Саламина в Пафос, и его рукоположили во епископа Церкви, которую он же сам и основал. Тридцать лет было святому Лазарю после его воскрешения Господом в Вифании, сообща об этом свт. Епифаний Кипрский говорит: «В предании мы находим, что тридцати лет был тогда Лазарь, когда его воскресил (Господь) и еще другие тридцать лет он прожил после воскрешения а затем преставился ко Господу».
За тридцать лет своего пребывания святого на епископской кафедре в Китии сообщает и прп. Феодор Студит в своем «Катехизисе». Народное предание гласит о том, что святой Лазарь все тридцать лет, которые он прожил после своего воскрешения, был серьезен и не смеялся, вовсе не потому что не имел благодати Божией, потому что среди тех благ, которые он подавал верующим Всесвятым Духом пребывают «радость, мир, долготерпение, кротость» (Гал. 5, 22), но потому что его глаза во время четырехдневного пребывания в аду узрели нескончаемое, вечное осуждение грешников. Также говориться, что он улыбнулся только один раз, когда он увидел некую женщину которая украла глиняный сосуд и это событие прокомментировал так: «Глина крадет пилон», то есть земляной человек крадет что-то сделанное из земли, не ведая того, что «день Господень, как тать приидет»(I Фес. 5, 2). Западное предание о том, что Лазарь был активным миссионером в Провансе и стал епископом Марселя датируется 12 веком.

КОНЧИНА СВЯТОГО: После своей второй смерти, которая наступила 16 октября, согласно Кавсокаливийскому кодексу, святой Лазарь был погребен в мраморной гробнице, которая согласно Константинопольскому синаксарию имела надпись: Лазарь четверодневный и друг Христа». В Кавсокаливийском кодексе под 16 октября соответственно сообщается, что необходимо особ праздновать столь великого святого, поскольку он был воскрешен Господом (точно также как и вложение перст апостолом Фомы в ребра Христа), поскольку они не являются просто праздниками святых, но господскими праздниками. 16 октября связано также с памятью обретения его честных мощей, которое произошло в царствование императора Льва VI Мудрого, в 890 г. по Р. Х. Это событие празднуется 17 октября. Воскресение же Лазаря празднуется как «Лазарева Суббота». С необыкновенной ревностью и любовью управлял святой Кипрской Церковью плоть до конца своей земной жизни.

Тропарь: Общее воскресение прежде твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе яко победителю смерти вопием. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка - туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.









Храмовая икона Воскрешение св.Лазаря в храме в его честь. Ларнака, Кипр.


В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.




Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

перевод «Православного Апологета»2013 год

А был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был. Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею. Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда? Ответил Иисус: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем. И сказал Он это, и говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Сказали Ему ученики: Господи, если уснул, будет спасен. Но сказал Иисус о смерти его, а они подумали, что говорит Он о простом сне. Тогда и сказал им Иисус прямо: Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Я не был там, дабы вы уверовали. Но идем к нему. Тогда Фома, называемый Близнец, сказал другим ученикам: идем и мы, чтобы умереть с Ним. Придя, Иисус нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешить их в горе о брате. Марфа, когда услышала, что Иисус идет, вышла к Нему навстречу; Мария же сидела у себя в доме. Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог.

Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой. Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Сказал ей Иисус: Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты в это? Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты - Христос, Сын Божий, грядущий в мир. И, сказав это, она пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: Учитель здесь и зовет тебя. Она же, когда услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Еще не вошел Иисус в селение, но всё еще был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, увидев, как Мария поспешно встала и вышла, последовали за ней, думая, что она идет к гробнице, чтобы плакать там. А Мария, когда пришла туда, где был Иисус, увидев Его, пала к Его ногам и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, возмутился духом и пришел в волнение и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи, иди и посмотри. Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: вот как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице: это была пещера, и камень закрывал ее. Говорит Иисус: возьмите камень. Говорит ему сестра умершего, Марфа: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день. Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты Меня послал. И, сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи. И вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями, и лицо его было обернуто платком. Говорит им Иисус: развяжите его и пустите его идти. Тогда многие из иудеев, пришедшие к Марии и увидевшие, что Он сотворил, уверовали в Него. (Ин.11,1-45)

Совсем неподалеку от Иерусалима, за Елеонской горой расположено арабское поселение Аль-Лазария. В начале XX века две шотландки, принявшие православие и монашество с именами – Марфа и Мария, организовали здесь монашескую общину, которая и доныне занимается социальным служением – воспитывает и обучает арабских девочек. Когда-то это место называлось «Вифания», здесь жил евангельский Лазарь и две его сестры, Мария и Марфа, в доме у которых Господь часто гостил. О Лазаре и его сестрах евангелист говорит удивительные слова: «Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин.11:5). Бог любит человека, каждого лично, так что, откликнувшись на любовь Божию, человек может стать другом Божьим. И однажды, когда Господь с учениками был у Иордана, сестра Лазаря Ему прислала Ему весть: «Господи! вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 11.3).

Но Господь не идет сразу, Он ждет два дня, а затем говорит: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Ученики полагают: «Если уснул, значит, выздоровеет». И тогда Господь открывает им, что Лазарь уже умер, «но пойдем к нему». А ведь еще совсем недавно Господа в Иерусалиме хотели побить камнями. И один из двенадцати, Фома говорит: «Пойдем и умрем с Ним» (Ин. 11:16). И вот они идут к уже умершему, их учителя хотят убить, и они готовы умереть с Ним.

Когда Господь с учениками входит в Вифанию Его встречает сестра умершего – Марфа и Господь обещает, что ее брат воскреснет. Впоследствии на этом месте был создан византийский монастырь, а сейчас находится женская монашеская община и совсем недавно на ее территории, при строительстве детской площадки, была найдена мраморная плита V века с надписью на греческом языке: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении». И хотя Ветхий Завет лишь прикровенно говорил о будущем восстановлении человека, то, что ответила тогда Марфа, свидетельствует о том, что вера в воскресение тел была уже общепринятой в те времена: «Знаю, - говорит она, - что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24).

Но Сам Господь и есть Жизнь и Воскресение, и потому Он говорит: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» «Так, Господи» – отвечает Марфа – «верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11.27). Господь плачет над умершим Лазарем, плачет над участью человека, покорившегося смерти.

Смерть противоестественна для человека; ведь человек был сотворен не для того чтобы умирать, но для того, чтобы через Богообщение наследовать жизнь вечную. Но когда первый человек, согрешив, отпал от Бога – Источника Жизни, тогда в мир вошла смерть и ее предвестники – болезнь и страдание.

И в этот отвернувшийся от Бога мир приходит Сын Божий, Он воплощается и принимает на Себя все ограничения нашего бытия. И, будучи Самой Жизнью, Он примет смерть, чтобы быть Владыкой как жизни, так и смерти: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми» (Рим. 14.9).

Но еще прежде Своей Крестной смерти Владыка Мира воскрешает Лазаря, Своим повелением: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). И человек, четыре дня находившийся в гробнице, возвращается к жизни.

И так как через это чудо многие уверовали в Господа, то совет первосвященников и фарисеев окончательно решил Его погубить: «Этот Человек много чудес творит, и если оставить Его так, то все уверуют в Него». Все уверуют, что Иисус есть Христос. А Христос есть Царь, и тогда, полагает совет старейшин, «придут римляне, под чьим господством находится Иудея, и овладеют и местом нашим и народом».

Так и случится в 70-х годах I века: придут римляне, и перебьют народ, и разрушат Иерусалим, и храм сожгут, но не потому, что все уверуют, а потому, что не поверили, потому что, как сказал Господь, Иерусалим не узнал времени «посещения своего» (Лк. 19:44), не узнал, что служит к его миру.

А пока некто Каиафа, невольно произносит пророчество: «Лучше нам, чтоб один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Апостол уточняет: «Сие же сказал он не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ». И добавляет евангелист: «не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:49,52). Собрать во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, собрать, чтобы всякий верующий в Сына Божьего Иисуса Христа имел жизнь вечную. И как Воскрес Господь, так воскреснем и мы, и, значит – смерть не более чем сон, потому что если мы соединены с Господом в Церкви и Ее Таинствах, то мы уже имеем в себе залог вечной жизни.

«Всякий, кто видит Сына, и верует в Него, имеет живот вечный, и Я воскрешу его в последний день», - говорит Господь (Ин. 6:40).

Прежде чем Господь воззвал Лазаря к жизни, его тело уже подверглось разложению. Так будет и во всеобщее воскресение мертвых, когда восстановится человек во всей своей полноте, когда души соединятся со своими превратившимися в прах телами, когда, по слову апостольскому, «мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15:52), когда «смертное облечется в бессмертное», когда окончательно восторжествует ветхозаветное пророчество: «поглощена смерть победою» (Ис. 25:8). Той победой, которую одержал Господь своим Воскресением. И эта победа станет окончательным достоянием человека во всеобщее Воскресение мертвых в последний день этого мира, Воскресение, надежду на которое каждый из нас исповедует в Символе Веры так: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь”.

Слово Священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского

В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь.

Заболел… И немного спустя умер, и был погребен, горько оплакиваемый своими сестрами и всеми присными. Скорбь сестер Лазаревых была еще горше оттого, что в это время не было с ними их Утешителя сладостного, их Учителя милостивого, а был Он тогда по ту сторону Иордана, творя там велия чудеса: слепым давая прозрение, хромым хождение, мертвых воскрешая, как будто от сна возбуждая, и от всяких болезней словом единым исцеляя, здравие всем подавая…

Провидел Иисус Христос Своим Божеством, что Лазарь, друг Его, умер и сказал апостолам: «Се, друг наш, Лазарь, умре». Сказал и пошел с ними в Вифанию. Когда же приближались они к Вифании, на пути встретили их Марфа и Мария; подошли они, скорбные, ко Иисусу, пали со слезами на пречистые Его ноги и горестно воскликнули: «О Господи, если бы Ты был у нас, Лазарь, наш брат, не умер бы тогда» Благий же Господь сказал им в ответ: «Если веруете, паки жив будет». Они же, от скорби глубокой сего утешения как бы не слыша, с плачем и воплем великим говорили Ему: «Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!» Тогда Зиждитель Господь, как бы не ведая, где погребен был умерший, вопросил их: «Покажите Мне место, где положили его». И со множеством многим народа изошли с Ним на гроб, и место, где погребен был умерший, Ему указали. Когда же Иисус Христос подошел к могиле, то повелел отвалить от нее лежащий на ней тяжелый камень.

Взяли от гроба камень, и какой-то священный трепет пробежал внезапно по всем; все как-то смолкло кругом. Смолкло, затихло; благоговение какое-то всех охватило: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на небо смотрел в это время – туда, где Отец Его обитает. Смотрел и молился… О, эта молитва – как пламень горячий она пламенела и словно на крыльях быстролетных орлиных неслась она к небесам! Молился Христос, и слезы, капля за каплей, как будто бы капли росы благодатной, из очей Его пречистых струились.

Помолился Спаситель, и молитву закончил хвалою Отцу Своему: «Отче, хвалу Тебе воздаю, что услышал Ты Меня, Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши, но, народа ради стоящего, рех, да веру имут, яко Ты Мя посла и прославят имя Твое святое!» И сие изглаголав, велиим гласом воззвал: «Лазаре, гряди вон!» От грома гласа сего заклепы расторглись ада, весь ад застонал от болезни своей. Застонал, и, стеная, врата он свои растворил, – и Лазарь умерший оттуда изшел. Как лев из вертепа, изшел он из гроба; или, лучше сказать, подобно тому, как орел вылетает из бездны, из адовых уз излетел он. И стал он, повитый укроем, пред Господом Иисусом Христом, поклонился Ему как Сыну Божию, прославил Его, жизнь ему даровавшего.

Затем взял Лазарь погребальные пелены свои, как Господь повелел, и пошел вслед за Христом. По пути же за Иисусом и Лазарем шел весьма многий народ, провожавший Его до самого двора Лазарева. Всем сердцем и всею душою возрадовался и возвеселился Лазарь, когда увидел дом, в котором жил он со своими сестрами. Веселились и радовались с ним и все его присные. И, сотворив молитву Богу, вошел с сестрами Лазарь в дом свой. Туда же вошел и Господь Иисус Христос, пребывши у Лазаря два дня. О, Гость желанный, Иисус сладчайший! Какую радость от общения с таким Гостем переживали в своих сердцах Лазарь и сестры его! Воистину неизреченна, несказанна была эта радость.

Не радовались только архиереи да книжники иудейские: зависть дьявольская съедала их душу. От диавола движимые, взбесились они на Христа и на Лазаря: совет свой неправедный собрали и на нем порешили убить их обоих. Иисус же, Божеством Своим уведав совет сей иудейский, ушел из Вифании, ибо не пришел еще час Его. А Лазарь, по благословению Господню, отбежал на остров Кипр. На этом острове был он впоследствии поставлен апостолами во епископа. Говорят, что по воскрешении до самого своего преставления Лазарь, какую бы пищу ни вкушал, вкушал ее с медом, и без меда никакой пищи не мог уже есть. Так делал он от горести адской, в которой пребывала его душа, прежде нежели Господь Спаситель воззвал его из гроба. Вот чтобы не вспоминать об этой адской горести, чтобы заглушить ощущение, переживание этой горести в своей душе, Лазарь и вкушал одно лишь сладкое, медовое.

О, возлюбленные, как же, стало быть, горька сия адская горечь, как страшна она! Бояться будем, чтобы не испытать ее нам за грехи наши. Лазарь не мог избежать адской горести, ибо Иисус Христос тогда еще не пострадал, не воскрес и не вознесся на небеса. Посему и все, до Христа умершие, неизбежно были причастны сей горести адской. Но Своею честною Кровию Христос потребил сию горесть, и нам, верующим в Него, если будем жить по Его заповедям, можно вовсе и не узнать сей горести. Потщимся же, возлюбленные, достигнуть этого!

Говорят также про Лазаря, что омофор, который он носил, Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, Матерь Господня, сделала и вышила своими руками и Лазарю его подарила. Он же дар этот бесценный приим честно от Владычицы нашея Богородицы, со умилением теплейшим до земли Ей поклонился, целовал Ея нозе и Бога вельми благодарил…

По воскрешении своем, добре и богоугодно пожив еще тридцать лет, Лазарь паки почил с миром, отошел в Царство Небесное. Святое же тело его премудрый царь Лев, по некоему Божественному явлению, с острова Кипра перенес в Царьград и во святом храме, во имя Лазаря созданном, положил честно в серебряной раке. Рака сия велие и неизреченное благоухание и аромат источала и исцеления подавала всяким недугам людей, с верою притекавших ко гробу святого друга Божия Лазаря.