Изучение особенностей жанра «репортаж. Репортаж как жанр публицистики

Изучение особенностей жанра «репортаж. Репортаж как жанр публицистики
Изучение особенностей жанра «репортаж. Репортаж как жанр публицистики

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности репортажа и репортажного письма как жанра
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра

Введение

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра………………………..5

1.1. Особенности репортажа и репортажного письма как жанра…………….5

1.2. Развитие жанра репортажа в России……………………………………..14

Глава II. Репрезентация жанра репортажа и репортажного

письма ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру………………..21

2.1. Виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ

и Интернет-издание Лента.ру…………………………………………………21

2.2. Стилистические особенности жанра репортажа

и репортажного письма……………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….43

Библиографический список……………………………………………………………45

Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телœевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала данный жанр.

Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и обобщение опыта отечественной журналистики в изучение репортажа как жанра журналистики.

Объект исследования : жанры журналистики.

Предмет исследования : репортаж и репортажное письмо как жанр журналистики в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру.

Цель исследования – рассмотреть особенности жанра репортажа и репортажного письма на примере газет ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издания Лента.ру.

Для достижения поставленной цели были определœены следующие задачи исследования :

Рассмотреть особенности репортажа и репортажного письма как жанра;

Изучить специфику развития жанра репортажа в России;

Выделить виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру;

Рассмотреть стилистические особенности жанра репортажа и репортажного письма.

Методологической основой исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б.И. Есина, Л.П. Громовой, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Е.П. Прохорова, работы исследователœей типологии журналистики, жанров публицистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.А. Корнилова, А.И. Станько и др.

Методы исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями предмета изучения были использованы различные методы исследования. Среди них теоретические: сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения особенностей жанра репортажа и репортажного письма; системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и взаимодействия структуры, языковых особенностей.

Теоретическая значимость работы состоит по сути в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях жанра репортажа и репортажного письма.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее базовых выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству - созданию ʼʼэффекта присутствияʼʼ - читатель становится свидетелœем события вместе с журналистом.

Согласно толкованию Большой Советской Энциклопедии, ʼʼрепортаж - это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является авторʼʼ. Такое определœение понятия является общепринятым, хотя оно не отражает всœех граней и тонкостей данного жанра журналистики.

Творческая лаборатория репортера включает сбор и обработку сведений о ка­ком-либо значимом событии, то есть факте; происходит преломление и отражение уви­денного в тексте. Отражением в философии называют всœеобщее свойство материи, заклю­чающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

В философской теории отражения ис­ходным пунктом является диалектико-ма­териалистический принцип, согласно кото­рое результаты познания должны являться относительно адекватными своему источни­ку, то есть оригиналу. ʼʼДанного явления, по мнению ученого, можно достигнуть посред­ством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов. В первую очередь, при помощи активного извлечения нужных, а, во-вторых, исключения ненужных, побочных сведений об оригиналеʼʼ.

Репортаж как жанр зародился на стра­ницах европейских газет в первой половинœе XIX века и его название происходит от ла­тинского слова ʼʼreportareʼʼ, означающего ʼʼпередаватьʼʼ, ʼʼсообщатьʼʼ. ʼʼПервоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных засе­даний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репор­тажи стали называть отчетами. А репорта­жами начали именовать публикации иного плана, а именно те, которые по своему со­держанию, форме похожи на современные российские очеркиʼʼ, - пишет А. Тертычный. По его мнению, выдающиеся западные ре­портеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эр­нест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др.
Размещено на реф.рф
были, в нашем понимании, скорее очеркистами, не­жели репортерами. Западные очерки явля­ются генетическими предшественниками и ближайшими ʼʼродственникамиʼʼ нынешнего российского репортажа.

В современной науке можно выделить более десятка толкований жанра репортажа. В корне ре­портажа всœегда находится общественно зна­чимое событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается на гла­зах у читателя. Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, на­глядность происходящего, активно дейст­вующее авторское ʼʼяʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ помогает создавать так называемый ʼʼэффект присут­ствияʼʼ, позволяя читателю находиться ря­дом с репортером и вместе с ним видеть происходящее событиеʼʼ. Некоторые ас­пекты этого определœения жанра вызывают возражения ученых. Так, исследователь М. Ким отмечает, что предметом отображе­ния в репортаже является не событие, а не­посредственно сам процесс, действие. Жур­налист показывает не просто факты, а дина­мику их развития и. что важно, выражает авторское отношение к ним: ʼʼВ репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядите­лем всœего действия. Основная задача журна­листа - создание целостного впечатления об эпизоде жизниʼʼ.

В словарной статье Большой Совет­ской Энциклопедии репортажи делятся на событийные и тематические. Выделяется специфическая черта͵ характерная, по мне­нию автора словарной статьи, для ʼʼжелтойʼʼ прессы - обязательное наличие сенсацион­ности в репортажах Определœенная идеоло­гическая заданность выражена в следующем высказывании: ʼʼВ марксистской журнали­стике репортер правдиво информирует о наиболее значительных и интересных собы­тиях общественно-политической, экономи­ческой и культурной жизниʼʼ.

М. Милых в статье ʼʼСтиль репортажаʼʼ сосредотачивает внимание на сочетании до­кументальности и эмоциональности отраже­ния события в репортаже: ʼʼСуществует две тенденции, две словесные стихии, дающие в своем противоборстве яркий многоплановый стиль репортажа. В первую очередь, тенденция к строгой документальности, достоверности, точному воспроизведению события; во-вторых, тенденция к живописному эмоцио­нальному изображению действительности, стремление не только отразить событие, но и показать свое отношение к немуʼʼ. При этом исследователь пытается найти корни репортажа, выделяя характерные чер­ты авторского ʼʼяʼʼ в тексте: ʼʼПо сравнению с беллетристикой ʼʼяʼʼ репортера-журналиста - не литературная маска, не ʼʼобраз рассказчи­каʼʼ, не способ стилизации. Здесь ʼʼяʼʼ пишу­щего, рассказывающего и автора непосред­ственно совпадают, что придает повествова­нию особый характер публицистичности, очевидности, документальности происходя­щего и описываемогоʼʼ.

Попытки определить гносœеологиче­ские истоки данного жанра предпринял Г. Солганик: ʼʼАнализ показывает, что ре­портаж - это синтетический жанр, вмещаю­щий в себя стилевые черты многих других газетных жанров, но вмещающий не эклек­тически, а перерабатывающий их в соответ­ствии со своей природой, задачами и особенностямиʼʼ. По мнению исследователя, ʼʼкомпозиционно-жанровая схема репортажа имеет общие стилистические черты и до­вольно устойчивый характер.
Размещено на реф.рф
Она определя­ется временными рамками события, после­довательного изложения фактов. С незначи­тельными отклонениями в самом общем ви­де это: зарисовочная заставка, собственно репортажное описание, повествование, пуб­лицистическое отступление, элементы ин­тервью (чужая речь), концовка. При этом ре­портаж допускает довольно значительные отклонения от канонической формы. Требо­ваниями жанра очерчиваются лишь общие контуры, общие черты, внутри же стилевых рамок возможно и действительно существу­ет разнообразие почерков, творческих ма­нерʼʼ.

Согласен с Г. Солгаником в определœе­нии синтетической природы жанра репорта­жа Е. Рябчиков, который отмечает, что ре­портаж ʼʼвпитал в себя многие драгоценные черты других жанров - очерка, интервью, отчета͵ хроники, обзора и корреспонденции, переплавил их, и появился новый чудесный сплавʼʼ. Отличительными качествами репортажа Е. Рябчиков считает активность, стремительность, умение вторгаться в самые различные области жизни.

Многообразный мир находится в поле зрения репортера. В то же вре>м в процессе познания действительности журналист фо­кусирует внимание на общественно значи­мых событиях.

Говоря о соотношениях субъективного и объективного в факте, многие ученые при­ходят к выводу, что ʼʼсодержание факта есть отражение объективного события, находя­щегося вне человеческого сознания, а фор­ма, в которой осуществляется это отраже­ние, субъективнаʼʼ.

По нашему мнению, описание факта нельзя полностью отождествлять с его ре­альным существованием в действительно­сти, хотя бы в силу психофизиологических особенностей восприятия его журналистом.

От автора репортажа зависит, в какой очередности будут излагаться детали, какие картины действительности будут представ­лены наиболее зримо, какова будет сюжетно-композиционная структура материала. Наличие автора в тексте должна быть выра­жено по-разному: благодаря размышлениям, ремаркам, монологам, отступлениям, харак­теристикам и т. п. Данные средства являют­ся важными для достижения ʼʼэффекта при­сутствияʼʼ. Получается, что в репортаже журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динами­ку развития события, при этом выражая свое авторское отношение к происходящему на его глазах.

Вместе с тем главное при работе в жанре репортажа для журналиста - доста­точно умеренное использование изобрази­тельных средств, считает Г. Солганик: ʼʼСпецифика описания в репортаже и в пуб­лицистике вообще - в его документально­сти, достоверностиʼʼ. Такой характер описа­ния обусловливает сдержанность, умерен­ность в использовании изобразительных средств.

В то же время Г. Солганик считает од­ной из главных отличительных черт жанра прямую речь. Она придает красочность опи­сываемому действию, но и она имеет свою специфику: ʼʼБольшое значение в репортаже имеет и сама словесная фактура прямой ре­чи. Чужая речь, воспроизводимая без изме­нений, разнообразит словесную ткань, обо­гащает речевую палитру репортажа, позво­ляя менять речевой план изложения. В этом смысле сама прямая речь, даже не индиви­дуализированная, данная в сугубо деловой манере, - это выразительное средство. Од­нако следует соблюдать меру в использова­нии прямой речи. Злоупотребление ею мо­жет дать обратный ожидаемому результат, привести к однообразию, монотонности, да­же изменить природу жанраʼʼ. Прямая речь в репортаже важна ятя употребления в качестве одного из способов смены планов, что в конечном итоге делает репор­таж более динамичным.

Благодаря ʼʼэффекту присутствияʼʼ создается определœенная иллюзия получения чувственно-практического опыта. И она нужна для того, чтобы подготовить читателя к верной оценке описываемого события. Чем лучше передан эффект, тем, следовательно, и лучше воспринимается репортаж в целом.

С. Гуревич в работе ʼʼРепортаж в газе­теʼʼ подмечает ряд черт жанра, в частности, его публицистичность, выделяя особо ре­портаж - ʼʼраздумьеʼʼ, имеющий в своем со­ставе немало авторских отступлений и как следствие склонный к аналитичности. С этой точкой зрения солидаризиру­ется В. Ученою. По ее мнению, на страницы печатных СМИ всœе больше и больше стал проникать аналитический репортаж, кото­рый с полным правом можно назвать психо­логическим. Склонность к анализу в репор­тажах стала проявляться как результат пере­носа читательского интереса на глубинные причины происходящего события, того, что остается за кадром.

А. Тертычный в монографии ʼʼЖанры периодической печатиʼʼ отмечает два спосо­ба, благодаря которым журналист может вызвать сопереживание читающего. Пер­вый - изложить динамику события, его по­следовательное развитие. Второй - изло­жить динамику непосредственно авторских переживаний, которые появились в процессе знакомства с данным событием. ʼʼРепор­таж, - по его словам, - роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. При этом в репортаже наглядность несет чис­то информативную функцию, функцию со­общения о вполне конкретном событии, происшествии и прочегоʼʼ.

В этом А. Тертычный видит отличие репортажа от других жанров. Так, в очерке отображение преследует цель обобщения, в аналитических жанрах- для ʼʼукрашенияʼʼ и ʼʼоживленияʼʼ серьезных и, как следствие, трудных для восприятия некоторой части аудитории размышлений автора текста.

В последнее время исследователи пы­таются расщепить жанр репортажа на со­ставляющие и узнать, что является пер­воосновой, или, как говорит Е. Пронин, - ʼʼквантом репортажаʼʼ. Последо­вательно разбирая как теорию, так и журна­листскую практику, исследователь приходит к выводу, что создание ʼʼэффекта присутст­вияʼʼ является важным и необходимым эле­ментом придания репортажности тексту.

Е. Пронин дает определœение ʼʼкванта репортажаʼʼ. Одна из ведущих характеристик данного вида текстов, по его мнению, есть сенсационность. Именно благодаря ей в массовой коммуникации запускается меха­низм, который привлекает внимание читате­ля к тому или иному тексту: ʼʼФакт как вы­разительное средство предметно предъявля­ет материальный объект отображения, вы­зывая ощущение внутритекстового контакта с реальностью, с которого, как с порога, на­чинается переориентация личности в откры­той (развивающейся) ситуации социальной практики. И для журналиста принцип пред­метного предъявления остается универсаль­ным творческим приемом, даже когда он пишет о духовных ценностях, абсурдных коллизиях или ʼʼбеспредметном искусствеʼʼ. При этом приведенное высказыва­ние не служит, по нашему мнению, основа­нием для признания сенсационности собы­тия ʼʼквантом репортажаʼʼ.

Принимая во внимание существующие толкования жанра репортажа, следует учесть два важных обстоятельства. В первую очередь, ре­портаж, как жанр журналистики, представ­ляет собой историческое явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет причины возникновения, определœен­ные этапы своего развития. Во-вторых, не существует китайской стены между жанра­ми журналистики, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них. Эти положения являются ключевыми при историко-теоретическом изучении жан­ра репортажа.

В современной журналистике очень часто встречается смешение жанров. На страницах периодических изданий появляются материалы, в которых используются выразительные средства и методы, присущие разным типам журналистских текстов. Иногда в процессе изменения медиапространства рождаются и новые жанры. Такая динамика – нормальное явление. Действительность вокруг нас меняется, а вместе с ней меняются потребности и характеристики аудитории.

В последнее время в самых разных журналистских материалах встречаются вкрапления репортажного письма. Эта тенденция прослеживается в современной прессе довольно явно. Но если вернуться на несколько десятилетий назад, то мы поймём, что подобное явление не новость. Ещё в 70-80-ые годы Анатолий Аграновский писал свои корреспонденции, используя репортажный стиль.

Жанровая динамика исследуется в теории журналистики довольно давно. Существует большое количество трудов, посвящённых развитию очерка, репортажа и т.д. При этом практически нет монографий, в которых бы назывались причины использования репортажного письма в разных жанрах. По этой причине данная проблема представляет собой интересное поле для исследовательской деятельности.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволил нам выделить одну из базовых характеристик репортажного письма – отражение полифонии действительности. Под этим термином мы понимаем передачу информации по всœем каналам восприятия с помощью словесных и других средств. Можно рассматривать два подвида этого феномена: полифония как живое звучание жизни и полифония как многоголосица мнений. Первая передает визуальные образы, звуки, осязательные ощущения, запахи, ᴛ.ᴇ. весь комплекс впечатлений, которые мы можем воспринимать органами чувств. Вторая – представляет всю гамму мнений участников события (реплики, голоса героев материала). Обе эти разновидности помогают воссоздать выпуклую, осязаемую картину действительности и, кроме того, способствуют созданию эффекта присутствия.

В каком-то смысле полифонию действительности в журналистском тексте можно назвать предтечей мультимедийных продуктов. В случае если в мультимедиа звук, визуальное изображение - ϶ᴛᴏ информация, закодированная в разных знаковых системах, то в тексте полифоничная картина воспроизводится в пределах одной знаковой системы – языка.

Чаще всœего репортажная картинка даётся в лиде и нескольких последующих абзацах. Такой прием призван привлечь внимание читателя, заинтересовать его. Это своеобразная приманка. Возможно, подобное явление пришло в тексты печатных СМИ из практики телœевизионной журналистики. Ведь телœевизионные сюжеты часто начинают с репортажных зарисовок.

Бывает, что журналист пишет весь материал в репортажном ключе, но не даёт описания события в развитии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он заимствует только ʼʼвнешнюю оболочкуʼʼ жанра, но не преследует целœей, характерных для репортажа. Проблемные статьи, изложенные с использованием репортажного стиля, дают возможность крупным планом показать то, что скрыто от глаз и порой неуловимо.

Иногда ʼʼрепортажностьʼʼ позволяет подчеркнуть достоверность данных, о которых говорит журналист. Такая иллюстрация позволяет реалистично и объективно рассказать о событиях. Вместе с тем, введение живых голосов, ярких примеров всœегда делает текст более убедительным.

Следует отметить, что репортажное письмо используется не только в проблемных, но и в лёгких, развлекательных материалах.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить основные причины использования репортажного письма в текстах СМИ:

- ʼʼприманкаʼʼ (любопытная картинка, которая притягивает внимание читателя);

Создание эффекта эмпатии (вчуствования);

Облегчение усвоения информации;

Передача достоверности (претензия на документальность отражения происходящего).

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности репортажа и репортажного письма как жанра" 2017, 2018.

Один из самых популярных жанров газетной публицистики – репортаж (от лат. reportare сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость . Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность» : читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей , помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его публикациях, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения читателя.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного в «Московской правде» о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

по книге Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра

Репортаж - самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется прежде всего максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности, как ни один другой жанр. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому можно говорить о том, что репортаж - это все-таки жанр субъективный.

Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора - репортера, то есть человека со своей точкой зрения.

Все эти качества, конечно, в равной степени присущи и репортажу на радио, и в газете. Но зрелищная природа телевидения, возможность с помощью телекамер непосредственно наблюдать событие и без промедлений передавать о нем зрителю, позволили репортажу стать репортажем.

Специфика телевизионного репортажа. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены “рисовать” событие словами, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, “телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда - один из основных условий “смотрибельности” репортажа.

Подготовка сюжета с точки зрения работы корреспондента это, прежде всего анализ возможностей, получение информации и организация съемок. Нужно попытаться раздобыть оперативную видеосъемку, Событийный репортаж: Использование фрагментов настоящей оперативной съемки (с обязательным субтитром) является нормальной практикой информационных программ. Следующий этап, независимо от того, оказался ли удачен первый, - необходим комментарий компетентного лица.

В ситуации подготовки несобытийного, информационного сюжета, когда сроки работы над ним не определены чрезвычайно жестко, все, естественно, упрощается. В этом случае у вас появляется шанс договориться обо всех необходимых интервью, получить разрешение на съемки и т.д. Анализируя возможности подготовки того или иного сюжета, первое, с чем сталкивается корреспондент - допуск на место съемок. Конечно, самое простое, когда объектом съемок является то или иное общедоступное место, или, когда вы приглашены на конкретное мероприятие, устроители которого сами заинтересованы в вашей работе. Однако при работе репортера для новостной или информационной программы требования вашей работы нередко могут не совпадать с желаниями представителей различных государственных, общественных, коммерческих и пр. структур.

СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА

В принципе, практически все современные телевизионные репортажи, предназначенные для новостных и информационных программ, состоят из небольшого числа структурных элементов. Это stand-up, закадровый текст, синхрон. Иногда используется рэпэраунд. И это, пожалуй, все. Расположение названных элементов в сюжете и относительно друг друга, а также обязательность использования всех их, части, или какого-то одного, обязательных канонов, обычно, не имеют. Иногда это регламентируется внутренне установленными правилами той или иной программы или телекомпании. Так, некоторые компании не рекомендуют своим корреспондентам начинать репортаж с синхронов. В других случаях (особенно, когда использование предельно коротких сюжетов положено в основу программы) не рекомендуется использование stand-up"ов. Однако мало где эти ограничения введены на практике в догму, вероятно, постольку, поскольку слишком разнообразны события нашей жизни, чтобы возможно было подогнать из под очень уж жестко унифицированные рамки.

Наиболее классический новостной репортаж через призму названных выше структурных элементов может выглядеть так:

· stand-up с началом рассказа о событии;

· закадровый текст с продолжением рассказа корреспондента;

· синхрон действующего лица, эксперта, комментатора, свидетеля и т.д. (возможны 2-3 синхрона);

· закадровый текст, в котором заканчивается изложение основной информации;

· stand-up с выводами и прогнозами.

Естественно, эта схема в значительной степени приблизительна.

В зависимости от информации, от наличия картинки, синхронов и т.д., синхроны или stand-up"ы могут и вообще отсутствовать и, напротив, занимать львиную долю сюжета.

То, какая модель поведения будет выбрана репортером для каждой конкретной ситуации, зависит от редакционных установок на освещение события, от профессионализма журналиста и его гражданской позиции, от мотивации, от осознания своей роли в происходящих вокруг него процессах и от многих иных обстоятельств.

Журналист, на событии начинающий свою работу с «ориентации на местности» и в кругу его участников, должен соблюдать несколько правил:

Определить место, где он будет находиться с микрофоном в руках; следует непременно учесть возможность акустических помех, удобство установки аппаратуры, определить для себя возможность передвижения по ходу события и - что особенно важно - оговорить это передвижение с организаторами;

Прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями события об их участии в передаче (если это, например, спортивный репортаж, согласовать встречу после финала соревнования);

Проверить предварительные заготовки текста и убедиться, что они совпадают с реально складывающейся ситуацией и атмосферой.

Виды репортажа:

«Классический» событийный:

  • спортивный
  • военный
  • криминальный
  • производственный
  • светский

Тематический (здесь часто нет «тирании» сроков, может готовиться долго):

  • специальный
  • познавательный
  • репортаж-комментарий
  • аналитический репортаж

Проблемный (к примеру, о пробках на дорогах)

КАК СОЗДАВАТЬ РЕПОРТАЖИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ УСЛЫШАТЬ ЛЮДИ:
Выберите событие, которое как вы полагаете, заинтересует ваших читателей или зрителей. Люди хотят знать о вещах, которые относятся непосредственно к ним. Чем больше воздействие на их жизнь, тем больше уровень их заинтересованности. Стиль подачи информации в репортаже может облегчить зрителю/читателю понимание того, как событие может повлиять на его жизнь или на жизнь сообщества.
Необычные репортажи, а также репортажи, описывающие драматические события, равно как и содержащие конфликты, также будут представлять интерес для людей. Запомните, что репортаж должен включать в себя новый материал или содержать новый ход событий, в противном случае он не представляет собой в действительности новость!
Ваши читатели или зрители хотят узнать полную и правдивую картину событий. Какой смысл в неправдивом репортаже или однобоком его представлении? Убедитесь, что все представляемые вами факты точны, на все представленные в репортаже мнения имеются ссылки и перепроверьте свои источники. Когда у вас возникли сомнения касательно некоторых фактов, исключите их репортажа! Представьте полную картину, достигнув равновесия в изложении противоположных мнений противоборствующих сторон. Возьмите интервью у людей с различающимися мнениями. Не полагайтесь только на политиков. НПО, научные работники, блиц-интервью могут содействовать в получении более полной картине.
Люди склонны отождествлять себя и реагировать на себе подобных. Большинство людей не склоны разделять взгляды политиков, экспертов или статистики! Приводите примеры, содержащие человеческий фактор и понятные простому человеку. Берите интервью именно у тех людей, непосредственно на которых окажут влияние события, представленные в репортаже. Выясните их мнение, отношение к произошедшему и опыт, связанный с описываемыми событиями. Сфотографируйте их в естественной обстановке, занимающимися ежедневной работой, или сделайте снимок, имеющий отношение к репортажу.
Ваш репортаж должен привлечь к себе внимание ваших читателей или зрителей. Вы можете добиться этого, остро озаглавив материал и поместив убедительные фотографии. Введение должно содержать самые важные элементы новостийного репортажа. Прочитав введение, зрители/читатели должны понимать, почему этот материал является новостью, которая может их заинтересовать.
Начните свой репортаж с выбора место съёмок. Один из способов привлечения к своему репортажу внимания - использовать свои лучшие кадры и звук. В радио, возможно, вы захотите начать репортаж интершумом или с описания места действия, чтобы зритель мог воочию представить себе место события. Вы также могли бы поместить вначале репортажа кадры убедительные по силе воздействия на зрителей. Главный вопрос заключается в следующем: удержат ли внимание зрителей начальные кадры вашего репортажа?

Слово «репортаж», как нетрудно догадаться, происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» — передавать, докладывать (отсюда же слово «рапорт»). Автор репортажа докладывает читателю (и, конечно, своему начальству) с места события о чем-то, что он наблюдал собственными глазами. Именно в этом принципиальное отличие этого журналистского жанра от всех остальных.


При этом репортер с помощью профессиональных приемов, которые мы рассмотрим в следующих главах, как бы дает возможность читателю оказаться на месте события и увидеть его глазами журналиста.

На всякий случай напомним основные журналистские жанры - это новостное сообщение, аналитическая заметка, интервью, авторская колонка и, собственно, репортаж. Видовое отличие репортажа как жанра, его родимое пятно - это как раз присутствие журналиста на месте событий. Без этого репортаж попросту не может состояться.

Близкий к репортажу жанр - это очерк. Настолько близкий, что их часто путают. Главное их отличие в том, что репортаж посвящен неким событиям. В центре внимания очерка - люди, которые в неких событиях участвуют. В целом очерки пишутся по тем же законам, что и репортажи. И все советы, которые в этой методичке даются по поводу репортажей, можно использовать и при написании очерков.

Но вернемся к отличиям между репортажами и другими жанрами.

Возьмем, к примеру, конкретное событие - очередной старт российского космического корабля с Байконура. Новость об этом вполне можно написать, находясь в офисе московской редакции - совершив парочку звонков в Центр управления полетами. Интервью с организаторами полета также можно получить по телефону. Более того, в последнее время все чаще бывает, что интервью получают посредством еще более современных средств связи - ICQ, Skype, электронной почты. А вот опальный олигарх Михаил Ходорковский наоборот, вынужден прибегать к более архаичным способам коммуникации - он общается с прессой посредством бумаги: ему передают вопросы через адвокатов, он так же на них отвечает. В любом случае, чтобы получить интервью, журналисту не обязательно выезжать в колонию, где содержится опальный олигарх.

Отталкиваясь от запуска корабля как новостного повода, можно написать большую аналитическую статью вроде тех, что публикуют журналы «Эксперт» и «Коммерсантъ-Деньги» - например, о состоянии космической отрасли России или о перспективах космического туризма. Сделать это можно, также вовсе ни разу в жизни даже е побывав на космодроме, и только обзванивая экспертов по телефону.

Точно так же и с таким популярным форматом, как авторская колонка. Материал в этом жанре мог бы представлять из себя что-нибудь вроде рассуждений автора о том, что космос - это один из тех немногих атрибутов сверхдержавы, что остался у России от СССР. Или о том, что мы научились строить лучшие в мире космические корабли, а вот такой гораздо более простой предмет, как автомобиль, у нас все никак не получается. Как мы понимаем, для такого текста тоже вовсе не обязательно посещать Байконур. Авторские колонки московские журналисты и вовсе любят писать, находясь на Лазурном берегу и, наслаждаясь видами на море и шикарные яхты, рассуждать о судьбах России.

С репортажем этот номер, конечно, не пройдет.

Репортаж на тему запуска космолета, скорее всего, содержал бы подробности с самого Байконура, из Центра управления полетами, а то и прямо из космического корабля - то, что журналисты обычно называют «живой картинкой» и «репортажными подробностями». Добыть их, не присутствуя «на месте», «в поле», не возможно.

В этой «живой картинке» и создаваемой ею у читателя « », и состоит принципиальное отличие репортажа. Его читают не столько для того, чтобы узнать о самом факте события (о старте космического корабля можно узнать, просто прочитав короткое новостное сообщение), сколько для того, чтобы это событие пережить. Читатель как будто вслед за журналистом переносится на место событий и чувствует то же, что непосредственные участники события.

Поэтому исследователи часто относят репортаж как жанр не к новостным жанрам, а к эмоциональной публицистике

Нужно отметить, что репортаж вполне может выступать в конвергенции с другими жанрами. «Репортажные подробности» вполне могут украсить и новостное сообщение, и интервью, и ту же аналитику. Например, многие журналисты любят начинать текст интервью с описания кабинета (квартиры, дома) своего героя или с подробностей их встречи. Разумеется, опытный журналист приводит такие подробности не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, в каких хороших ресторанах ему приходится бывать, чтобы встречаться с капитанами российского бизнеса, и в какие интересные города ездить. Детали должны быть «говорящими». Или хотя бы просто создавать у читателя «эффект присутствия» - читая материал, он как будто вместе с журналистом переносится в ресторан на встречу с героем интервью и участвует в их беседе.

Например, журналист, прибыв на интервью с олигархом, известным своим жестким отношениям к конкурентам и должникам, с удивлением замечает, что стены его резиденции украшены рисунками детей. А прилетев в Лондон на встречу с очередным политэмигрантом из России, обвиняемом в экономических правонарушениях, журналист видит, с какими мерами предосторожности тот перемещается по столице Англии, опасаясь вездесущих агентов российских спецслужб (или наоборот, перемещается без охраны. Или влачит жалкое нищенское существование. Или совершает совместный шоппинг с влиятельными российскими чиновниками). В общем, такие детали, даже если сам герой интервью на эту тему ничего не говорит, придают его фигуре какое-то дополнительное измерение. И журналист это свое впечатление передает читателю.

То же самое и с новостью. Готовя новость о том же старте космического корабля, журналист может парой «мазков», как живописец, передать атмосферу в ЦУПе - всеобщее волнение или наоборот, спокойствие, если такие полеты для всех сопричастных стали обыденностью, как поездки на метро.

Естественно, чтобы такие детали получить, автору новости или интервью желательно побывать на месте событий (иначе их придется добывать с чужих слов). Об использовании репортажных подробностей, создающих пресловутый «эффект присутствия», а пока я лишь хочу еще раз подчеркнуть, что элементы репортажа могут появляться и в других жанрах, и репортерам вовсе не принадлежит монополия на их использование.

Контрольные вопросы

1) Какие жанры журналистики вы знаете?

2) В чем отличие репортажа от других жанров?

Практические задания

1) Недавно на одном из новостных сайтов была новость о «росте привлекательности винных фондов» - специализированных финансовых фондов, вкладывающих деньги в производство и продажу вина. Придумайте, как могли бы выглядеть материалы на эту тему в разных журналистских жанрах.

2) Придумайте несколько тем для репортажей. Ответьте на вопрос: насколько эти темы уникальны? Публиковались ли подобные репортажи раньше?

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.