На территории иностранного государства. Про филиалы на территории иностранного гос-ва, про отчетность Территории иностранного государства не

На территории иностранного государства. Про филиалы на территории иностранного гос-ва, про отчетность Территории иностранного государства не

"Финансовая газета", 2007, N 21

Классическим способом осуществления внешнеэкономической деятельности является заключение с иностранным контрагентом прямого договора международной купли-продажи. Согласно такому договору продавец (экспортер) обязуется передать в собственность покупателю (импортеру) на определенных условиях и в обусловленные сроки товар, являющийся предметом сделки, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. В этом случае при исполнении внешнеторгового контракта экспортируемый товар направляется от продавца непосредственно покупателю, являющемуся стороной договора.

Однако при продаже на экспорт некоторых товаров у будущего покупателя появляется необходимость предварительно осмотреть его, ознакомиться с правилами пользования таким товаром (оборудованием, транспортными средствами и т.д.). Подобные товары целесообразно заранее завозить на территорию страны потенциальных покупателей.

Непроданный товар может завозиться на территорию иностранного государства в целях изучения конъюнктуры рынка этого товара: найдет ли он покупателя в этой стране, по какой цене его можно продать, в каком объеме и т.д.

Здесь правомерен следующий вопрос: а можно ли непроданный товар вывезти из Российской Федерации и ввезти в другую страну для дальнейшей реализации (существует ли для этого юридическая база)?

Некоторые российские организации для этих целей создают за рубежом филиалы и дочерние компании.

Филиал не является самостоятельным юридическим лицом, это структурное подразделение фирмы, поэтому подчиняется законодательству Российской Федерации.

Дочерняя компания имеет статус самостоятельного юридического лица, и ее деятельность регулируется законодательством той страны, в которой она создана.

Предположим, что российская организация имеет филиал в зарубежном государстве, созданный ею для реализации продукции, которую ему будет поставлять головная организация.

Товар вывозится в адрес зарубежного филиала для его реализации на территории этого государства, т.е. без обязательства об обратном ввозе. Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" данная операция является экспортом товара.

При таможенном оформлении перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации в режиме экспорта необходимо предъявить комплект документов, одним из которых является внешнеторговый контракт, подтверждающий цель перемещения товара - исполнение условий договора.

Однако между головной организацией и филиалом не может быть заключен договор купли-продажи: поскольку это одно и то же юридическое лицо, не происходит смены собственника, что является обязательным критерием данного вида договора. Следовательно, при отсутствии договора купли-продажи товар не может быть отгружен филиалу в режиме экспорта для его реализации иностранным покупателям.

Можно отгрузить товар филиалу в режиме временного вывоза. Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации в этом режиме вывозятся товары, находящиеся в свободном обращении на территории Российской Федерации, для временного использования их за ее пределами.

Однако, во-первых, этот режим может быть применен только к тем товарам, которые могут быть идентифицированы при обратном ввозе. Данное требование является обязательным, за исключением тех случаев, когда международным договором допускается замена вывозимого товара товарами того же типа.

Во-вторых, в случае реализации товара филиалом на территории иностранного государства не будет выполнено требование об обратном ввозе этого товара.

Можно ли в этом случае изменить таможенный режим и перевести товар из режима временного вывоза в режим экспорта? В принципе, Таможенный кодекс Российской Федерации позволяет сделать это с разрешения таможенных органов, за исключением тех случаев, когда законодательством предусмотрен обратный ввоз вывезенных товаров в обязательном порядке. Однако организация, которая осуществила временный вывоз, должна подать заявление об изменении таможенного режима не позднее того дня, когда истекает срок режима временного вывоза.

Рассмотрим налоговые последствия отгрузки товара филиалу в режиме временного вывоза с последующей реализацией на территории иностранного государства и изменением таможенного режима временного вывоза на режим экспорта.

При вывозе с территории Российской Федерации товар условно освобождается от уплаты таможенных пошлин. Однако ставка 0% не может быть применена: в соответствии с НК РФ нулевая ставка применяется при реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны при условии представления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В нашем примере эти требования не выполнены - нет внешнеторгового контракта, выписки банка, подтверждающей оплату, отсутствует отметка о помещении товара под таможенный режим экспорта на момент вывоза.

Не может быть предъявлен к вычету и "входной" НДС: согласно п. 2 ст. 252 ТК РФ освобождение от уплаты внутренних налогов, их возмещение и возврат при временном вывозе не производятся.

Изменится ли что-либо после смены таможенного режима?

В соответствии с НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, причем согласно ст. 147 НК РФ в целях применения НДС территория Российской Федерации признается местом реализации товара в том случае, если товар (т.е. любое имущество, предназначенное для реализации, - ст. 38 НК РФ) в начале отгрузки находится на территории Российской Федерации. Поскольку в данном случае товар в начале отгрузки находился на территории России в режиме временного вывоза, он не предназначался при вывозе для реализации. Следовательно, он не являлся объектом обложения НДС в этот момент.

При дальнейшей реализации на территории иностранного государства после смены таможенного режима товар отгружается иностранным покупателям с территории этого государства, а не с территории Российской Федерации. Следовательно, территория Российской Федерации не признается местом реализации этого товара и объекта налогообложения не появляется.

Не может быть предъявлен к вычету и "входной" НДС. В соответствии с НК РФ данный налог предъявляется к вычету в том случае, если материальные ценности (работы, услуги), приобретенные у поставщиков либо ввезенные на территорию Российской Федерации, использованы для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. В таком случае "входной" НДС включается в стоимость приобретенных материальных ценностей, работ, услуг.

Если на территории иностранного государства имеется дочерняя компания, то с ней, как с самостоятельным юридическим лицом, может быть заключен договор купли-продажи (внешнеторговый контракт), по которому происходит смена собственника. Во исполнение этого договора ей можно отгрузить товар в режиме экспорта для дальнейшей его реализации на территории страны пребывания. В этом случае применимы и ставка 0%, и вычет "входного" НДС. Товар вывозится в режиме экспорта и в начале отгрузки в адрес покупателя находится на территории Российской Федерации. Следовательно, территория Российской Федерации в соответствии со ст. 147 НК РФ признается местом реализации товара. Поскольку возникает объект налогообложения при реализации товара, "входной" НДС может быть предъявлен к вычету.

Если у российской организации - экспортера за рубежом не имеется ни филиала, ни дочернего предприятия, то она для реализации своего товара на территории иностранного государства может воспользоваться услугами фирмы - резидента этой страны, оказывающей посреднические услуги. С этой целью с данной фирмой-посредником должен быть заключен договор комиссии.

Условия договора комиссии не должны противоречить нормам ГК РФ. В соответствии с договором комиссии посредник-комиссионер (в данном случае - иностранная фирма) обязуется по поручению другой стороны-комитента (в данном случае - российской организации - экспортера) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок с третьим лицом от своего имени, но за счет комитента. По сделкам, совершенным комиссионером с третьими лицами, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент может быть назван в сделке или вступает с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Согласно ст. 990 ГК РФ законом и иными правовыми актами могут быть предусмотрены особенности отдельных видов договора комиссии. В частности, эти особенности могут вытекать из порядка исполнения комиссионером своих обязательств перед комитентом по договору комиссии и по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом.

Исполняя свои обязательства перед комитентом - резидентом Российской Федерации, комиссионер-нерезидент находит покупателей на товар комитента и заключает с ними договоры купли-продажи. Товар поставляет комитент, являющийся его собственником, поскольку по договору комиссии право собственности не передается комиссионеру, а остается за комитентом и переходит к третьему лицу, минуя комиссионера.

Последовательность этих действий может иметь два варианта.

Первый вариант - сначала комиссионер заключает договоры купли-продажи с третьими лицами, передает комитенту отгрузочные реквизиты, по которым тот отгружает товар в адрес конкретных покупателей с территории Российской Федерации.

Второй вариант - сначала комитент отгружает товар с территории Российской Федерации в адрес комиссионера еще до заключения комиссионером договоров купли-продажи с третьими лицами. Получив товар и поместив его на свой склад, комиссионер совершает с ним сделки купли-продажи, заключает договоры с третьими лицами и отгружает им товар со своего склада.

При втором варианте договор между иностранной фирмой - посредником и российской организацией - экспортером представляет собой разновидность договора комиссии - договор поставки на условиях консигнации.

Термин "консигнация" означает форму комиссионной продажи товаров за границу, при которой их владелец-консигнант отправляет находящемуся там своему комиссионеру-консигнатору партии товара для реализации.

Таким образом, договор консигнации содержит все элементы договора комиссии. Отличие заключается только в том, что по договору комиссии товар не поступает на склад комиссионера и остается на территории страны экспортера до его продажи третьим лицам, а по договору консигнации он до его продажи находится на складе комиссионера в стране импортера, откуда продается третьим лицам.

Однако с точки зрения налоговых последствий для российского экспортера разница между договором комиссии и договором поставки на условиях консигнации имеет существенное значение.

При первом варианте, когда комиссионер заключает договоры купли-продажи с третьими лицами до отгрузки товара с территории Российской Федерации, у российского экспортера (комитента) возникает объект налогообложения с применением ставки 0% по следующим критериям:

товар отгружается в адрес иностранного покупателя с территории Российской Федерации, в начале отгрузки находится на ее территории. В соответствии со ст. 147 НК РФ местом реализации этого товара в таком случае признается территория Российской Федерации. Операции по реализации товара на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения;

в соответствии с Федеральным законом N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе называется экспортом. Следовательно, товар вывозится в таможенном режиме экспорта;

в отношении экспортных товаров при соответствующем подтверждении экспорта пакетом документов, установленных НК РФ, применяется ставка 0%.

Соответственно, "входной" НДС может быть предъявлен к вычету.

Таким образом, при первом варианте у экспортера-комитента возникают объект налогообложения по ставке 0% и право на вычет "входного" НДС.

Н.Шалашова

Всероссийской академии

внешней торговли

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

1.В соответствии с частью 1 статьи 61 Конституции РФ гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Этот конституционный принцип закреплен и в части 1 комментируемой статьи. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

2.Экстрадиция - акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных международных договоров и российского законодательства, заключающийся в выдаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов этого государства, тем государством, на территории которого находится данное лицо, а также выдача иностранным государством РФ ее гражданина, обвиняемого в совершении преступления по УК РФ, для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.

Основными целями выдачи являются:

1)уголовное преследование лица, обвиняемого в совершении преступления, влекущего за собой применение уголовного наказания в виде лишения свободы на срок не менее одного года;

2)исполнение постановленного судом и вступившего в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкое наказание в отношении лица, не отбывшего данного наказания.

3.Конституция РФ (ч. 2 ст. 63) устанавливает, что выдача осуществляется на основе Федерального закона и международного договора РФ. При возникновении вопроса о выдаче лицо может стать субъектом экстрадиции лишь при условии наличия у этого лица гражданства запрашивающего государства, отсутствия гражданства страны, на территории которой он находится, а также в случае, если запрошенное к выдаче лицо является апатридом (лицом без гражданства) либо гражданином третьего государства.

4.Субъектом экстрадиции могут являться следующие категории лиц:

1)российские, иностранные граждане и лица без гражданства в случае их выдачи РФ;

2)только иностранные граждане и лица без гражданства при их выдаче Российской Федерацией.

Выдача лиц, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления, для уголовного преследования или исполнения в отношении этих лиц приговора осуществляется на основании международного договора РФ или на основе принципа взаимности, когда в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, имеются основания ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу РФ будет произведена выдача.

5.Согласно Закону РФ от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней" Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче:

1)если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом в понятия "чрезвычайный суд" и "порядок упрощенного судопроизводства" не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

2)если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3)исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

4)Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом.

6.Согласно разделу IV Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам выдача не производится, если:

1)лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны;

2)на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;

3)в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

4)преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой Договаривающейся Стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Библиографический список

Бутенко Т., Петров М., Татауров О. Принудительные работы: самостоятельный вид уголовного наказания или альтернатива лишению свободы? // Уголовное право. 2012. № 4.

Иногамова-Хегай Л. В. Пределы уголовной ответственности за экономические преступления // Предпринимательство. Пределы государственно-правового вмешательства. М., 2001.

Кругликов Л. Л. Изменение уголовного закона (декабрь 2011 г.): свидетельство его дальнейшего развития или стагнации? // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии на современном этапе. Вып. 1. Ярославль, 2012.

Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году // Российская юстиция. 2012. № 10.

Иностранные государства как субъекты земельных правоотношений на территории России

УМЕРЕНКО Юрий Александрович,

научный сотрудник Управления организации научных исследований МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук

С момента принятия и вступления в законную силу Земельного кодекса РФ 2001 г. прошло уже более десяти лет, однако данный нормативный правовый акт до сих пор имеет ряд пробелов и проблем, которые приводят к появлению различных противоречивых позиций и различной правоприменительной практике. Одной из таких проблем является вопрос о возможности отнесения иностранных государств к субъектам земельных правоотношений на территории РФ. Сразу следует отметить, что Земельный кодекс РФ оперирует понятием «участники земельных отношений», хотя с точки зрения теории правоотношений представляется более правильным употребление понятия «субъект земельных отношений». Вместе с тем в настоящей статье данные понятия будут употребляться в одинаковом значении. В современной юридической литературе уделяется мало внимания вопросу субъектного состава участников земельных правоотношений, однако разработка данного вопроса имеет огромную теоретическую и практическую значимость.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Данная норма базируется на ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, в силу которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно п. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В пункте 2 ст. 5 ЗК РФ закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами. Иностранные государства не упоминаются в качестве участников, т. е. субъектов земельных отношений на территории РФ, при этом в ст. 5 ЗК РФ отсутствует бланкетная норма, предусматривающая возможность установления земельной правосубъектности иностранных государств иными федеральными зако-

нами. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На первый взгляд из анализа вышеуказанных норм земельного и гражданского законодательства РФ можно сделать вывод о том, что иностранные государства не являются субъектами земельных правоотношений на территории РФ, т. е. они не могут быть собственниками земельных участков. Однако данный вывод не учитывает в полной мере правоприменительную практику в рассматриваемой сфере, поэтому этот вопрос требует более глубокого и всестороннего изучения.

Законодательство РФ также не содержит каких-либо норм, позволяющих сделать вывод относительно возможности обладания иностранными государствами земельными участками на территории РФ в рамках обязательственных правоотношений (аренда, безвозмездное срочное пользование и иные).

Учитывая, что обязательственные правоотношения по своей природе являются производными от вещных правоотношений, вопрос о возможности иностранного государства быть собственником земельных участков на территории РФ оказывает определяющее влияние на возможность иностранного государства обладать земельными участками в рамках обязательственных правоотношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данной норме Конституции РФ корреспондирует п. 1 ст. 212 ГК РФ, согласно которому в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Законодательное закрепление юридической возможности сущест-

вования иных форм собственности позволяет сделать косвенный вывод об отнесении права собственности иностранных государств к иным формам собственности. Данной позиции, в частности, придерживаются А. П. Анисимов и Р. Г. Мельниченко1. Они отмечают, что на территории РФ располагаются десятки посольств и консульств иностранных государств, причем не только в Москве, но и по всей стране2, а значит, иностранные государства могут рассматриваться в качестве субъектов земельных правоотношений на территории РФ.

В соответствии со ст. 4 ЗК РФ, если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ЗК РФ, применяются правила международного договора. Эта норма в полной мере корреспондирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, в случае если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, будет предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование иным государствам, то соответствующие государства будут являться правообладателями земельных участков согласно условиям договора, однако в таких случаях объективно появляет-

1 См. об этом: Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 5.

ся необходимость рассмотрения иностранного государства в сфере земельных правоотношений в двух качествах: как публично-правового и как частноправового субъекта.

Представляется, что если иностранное государство выступает в качестве публично-правового образования, то на земельный участок будет распространяться принцип экстерриториальности3 и,сле-довательно, правовое регулирование предоставления земельного участка будет относиться к предмету регулирования международного публичного права с одновременным наступлением соответствующих юридических последствий4. В подобных случаях предоставление земельных участков осуществляется на основании принципа взаимности в целях, связанных с реализацией государственных функций.

Так, согласно ч. 1 ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Франкфурте-на-Майне, Мюнхене и Москве для нужд генеральных консульств России в Германии и посольства ФРГ в России, заключенного в Берлине 11 октября 2006 г., Российская сторона предоставляет Германской стороне в аренду на 99 лет для использования посольством ФРГ в России следующие объекты недвижимого имущества: здания, г. Москва, ул. Поварская, д. 46, строения 1, 2, 3 общей площадью 1368,1 кв. м; земельный участок, занятый указанными выше зданиями, площадью 2405 кв. м. (п. 1 ст. 1).

В свою очередь, Германская сторона предоставляет Российской сторо-

3 См. об этом: Морозов Д. В. Экстерриториальные нормы и доктрина международного частного права // Журнал российского права. 2011. № 7.

4 См.: Венская конвенция о консульских

не в аренду на 99 лет для использования Генеральным консульством РФ аналогичное имущество в соответствующих городах Германии (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Соглашения).

При этом на основании ст. 5 данного Соглашения предоставленные в аренду объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 1, 2, 3 Соглашения, в соответствии с п. 1 ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и п. 1 ст. 32 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. освобождаются от налогообложения любого вида, устанавливаемого государством, региональными или местными властями, а также от уплаты других сборов, за исключением платы за определенные услуги.

Таким образом, здесь речь идет о предоставлении земельных участков на принципах взаимности в рамках норм международного публичного права, и фактически данным международно-правовым актом установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены земельным законодательством, т. е. рассматриваемое Соглашение выходит за предмет регулирования земельного права и создает отличительные нормы. Российской Федерацией также заключены и иные подобные соглашения с иностранными государствами5.

Если иностранному государству на основании международного договора будет предоставлен земельный участок не для целей, касающихся реализации функций иностранного государства, то в подобном случае можно говорить о том, что иностранное государство выступает в качестве частноправового субъекта, при этом данный вопрос относится к предмету регулирования международного частного

5 См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2439-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Москве и г. Юрмале».

права, а объем прав соответствующего иностранного государства может определяться как международным договором, так и земельным законодательством РФ с учетом норм международного частного права.

А. П. Анисимов и Р. Г. Мельниченко, рассматривая проблему наличия на территории России земли, находящейся в собственности другого государства, отмечают, что к основным доводам, отрицающим такое положение, относятся6:

отсутствие в земельном законодательстве РФ такого субъекта, как иностранное государство;

исчерпывающий перечень субъектов права собственности в гражданском законодательстве, не включающий в себя иностранные государства;

отсутствие современной практики предоставления иностранным государствам земли в собственность на территории РФ.

О возможности возникновения права собственности иностранного государства на земельные участки говорят следующие обстоятельства:

Конституция РФ упоминает иные формы собственности, под которыми следует понимать именно право собственности на земельный участок другого государства;

предоставление права другому государству приобретать в собственность землю не может умалить суверенитет Российской Федерации на этой территории;

принцип взаимности обязывает Российское государство предоставлять право собственности на землю иностранному государству.

Первые два основания, отрицающих возможность рассмотрения иностранных государств в качестве субъектов земельных правоотношений на территории Российской Федерации, являются взаимосвязанными и могут быть объединены в одно основание - отсутствие предусмо-

6 См.: Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. Указ. соч.

тренной законодательством РФ возможности иностранных государств выступать участниками земельно-имущественных отношений.

Данный аргумент на первый взгляд является вполне очевидным, однако для поиска ответа на рассматриваемый вопрос необходимо обратиться к практике предоставления иностранным государствам земельных участков в собственность на территории РФ не для публично-правовых целей.

В г. Минске 28 мая 2009 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь (РБ) о взаимной передаче в собственность земельных участков и об аренде земельных участков. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 231-Ф3 это Соглашение было ратифицировано.

В соответствии со ст. 1 Соглашения Российская сторона передает в собственность Республике Беларусь земельные участки, расположенные на территории РФ в поселке Красная Поляна Адлерского района Краснодарского края, суммарной площадью 16,32 га.

Согласно ст. 2 Соглашения Белорусская сторона передает в собственность Российской Федерации земельные участки, расположенные на территории РБ в г. Минске и Минской области, суммарной площадью 16,32 га.

Кроме того, Российская сторона передает в аренду государственным учреждениям Управления делами Президента РБ «Санаторий "Белая Русь"» и «Санаторий "Беларусь"» сроком на 49 лет земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании этих государственных учреждений и расположенные на территории РФ в поселке Майский Туапсинского района Краснодарского края и г. Сочи Краснодарского края соответственно (ст. 4 Соглашения).

Примечательно, что принцип взаимности в данном случае реализуется только в отношении передачи в собственность сторон соглашения зе-

мельных участков, а предоставление в аренду Республике Беларусь объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых они расположены, осуществляется без встречного предоставления.

Одновременно в рассматриваемых статьях Соглашения указано, что перечень земельных участков определяется в порядке, установленном ст. 7 Соглашения, согласно которой перечни передаваемых в соответствии со ст. 1, 2 и 4 Соглашения земельных участков определяются после вступления в силу Соглашения в подписываемом Сторонами Протоколе.

В силу ст. 3 Соглашения каждая из Сторон после вступления в силу Протокола, предусмотренного ст. 7 Соглашения, обеспечит юридическое оформление права собственности государства другой Стороны на земельные участки, передаваемые в соответствии со ст. 1 и 2 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государства их нахождения.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что Российская Федерация и Республика Беларусь выступают в качестве равноправных частноправовых субъектов. Данный вывод обусловлен, во-первых, неполной реализацией принципа взаимности, во-вторых, составом передаваемого Республике Беларусь имущества, использование которого не связано с реализацией государственных функций.

Правомерность данной позиции также подтверждает ст. 6 указанного Соглашения: оформление передачи в аренду земельных участков, указанных в ст. 4 Соглашения, осуществляется путем заключения уполномоченным органом Российской стороны с государственными учреждениями Управления делами Президента РБ «Санаторий "Белая Русь"» и «Санаторий "Беларусь"» договоров аренды. Эти договоры заключаются в соответствии с законодательством РФ в течение трех месяцев с даты вступ-

ления в силу Протокола, предусмотренного ст. 7 Соглашения.

Кроме того, согласно ст. 9 Соглашения земельные участки, являющиеся предметом Соглашения, могут быть использованы только в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными законодательством государства их нахождения. То есть на данные земельные участки фактически распространяется национальный правовой режим по месту их нахождения, при этом какие-либо исключения применительно к правовому режиму земельных участков Соглашением не устанавливаются, а значит, в отношении земельных участков, переданных в установленном порядке в собственность или на праве аренды Республики Беларусь, будет в полной мере распространяться земельное законодательство РФ. В этом случае принцип экстерриториальности не действует, что является существенным отличием договоров публично-правового характера от договоров частноправового характера.

Наличие вышеуказанных норм в Соглашении между Правительством РФ и Правительством РБ также обусловлено требованиями п. 2 ст. 1213 ГК РФ, согласно которому к договорам в отношении находящихся на территории РФ земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право.

В. С. Маленко справедливо отметил, что действующим законодательством к сделкам в отношении такого имущества не применяются принцип автономии воли сторон и закон наиболее тесной связи, а императивно должно применяться право Российской Федерации7.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в вышеуказанном случае Республика Беларусь вы-

7 См.: Маленко В. С. Земельные отношения с иностранным элементом // Право и политика. 2007. № 6.

ступает в качестве частноправового субъекта.

При этом необходимо иметь в виду норму ст. 5 Соглашения, в соответствии с которой ежегодная арендная плата за каждый земельный участок, передаваемый в аренду в соответствии со ст. 4 Соглашения, составит 0,3% кадастровой стоимости такого земельного участка, установленной в соответствии с законодательством РФ. Очевидно, что данная норма предусматривает иные правила определения и установления размера арендной платы, чем те, которые установлены земельным законодательством РФ, поэтому на основании ст. 4 ЗК РФ Республику Беларусь можно также рассматривать и в качестве публично-правового субъекта. Однако эта особенность является исключением, и на земельные участки, предоставленные Республике Беларусь на территории РФ, в полной мере распространяется правовой режим, установленный законодательством РФ, а следовательно, Республика Беларусь выступает как частноправовой субъект и несет все права и обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Косвенным подтверждением правомерности данного вывода также служит отсутствие в Соглашении между Правительством РФ и Правительством РБ норм, касающихся освобождения Республики Беларусь от налогообложения любого вида, устанавливаемого государством, региональными или местными властями, а также от уплаты других сборов (за исключением платы за определенные услуги в соответствии с п. 1 ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и п. 1 ст. 32 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.), как это, например, предусмотрено ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством ФРГ, которое носит публично-правовой характер.

Несмотря на то что предоставление земельных участков в собствен-

ность иностранных государств на территории РФ не является распространенной практикой, следует отметить, что такой аргумент А. П. Анисимова и Р. Г. Мельниченко против возможности наличия на территории Российского государства земли, находящейся в собственности другого государства, как отсутствие практики предоставления иностранным государствам земли в собственность на территории России, в настоящий момент утратил свою актуальность ввиду наличия соответствующей практики.

В связи с этим можно сделать вывод о возможности иностранных государств выступать в качестве арендаторов земельных участков на территории РФ и, соответственно, быть участниками иных обязательственных правоотношений, связанных с земельными участками.

Единственным доводом о невозможности иностранных государств иметь в собственности земельные участки на территории РФ, т. е. выступать в качестве участников земельных отношений на территории РФ, является отсутствие прямого указания закона на данную возможность.

Можно констатировать, что иностранные государства все же являются субъектами (участниками) земельных правоотношений на территории России, выступая как частноправовые субъекты со всеми вытекающими правовыми последствиями, и на них, как и на других участников земельных отношений, в равной степени распространяются права и обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Предоставление земельных участков в рамках международных договоров для публично-правовых целей имеет правовую природу, существенно отличающуюся от предоставления земельных участков иностранным государствам как частноправовым субъектам. В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в гражданское и земельное законодательство РФ в части возможности отнесения ино-

странных государств к субъектам земельных правоотношений на территории РФ. Однако подобные коррективы должны быть всесторонне проработаны в целях недопущения подрыва суверенитета Российской Федерации, а также учитывать зарубежный опыт регулирования данных правоотношений.

Так, согласно ст. 4 Кодекса РБ о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З8 иностранные государства отнесены к субъектам земельных отношений на территории Беларуси. В статье 13 названного Кодекса установлено, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования.

Кроме того, данная норма определяет, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население);

на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ,

8 URL: http://www.tamby.info/kodeks/ zk.htm.

дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом министров РБ;

которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Наличие данных ограничений представляется логичным и в полной мере соответствующим суверенным интересам Республики Беларусь и позволяет обеспечить сохранение и использование земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Представляется, что необходимо учесть опыт правового регулирования Республики Беларусь в рассматриваемой сфере применительно к земельному и гражданскому законодательству РФ, в том числе установить аналогичные ограничения на предоставление в собственность соответствующих земельных участков. Внесение данных изменений позволит урегулировать вопрос о возможности иностранных государств выступать в качестве участников земельных отношений на территории РФ и обеспечит соответствие теории и практики земельного законодательства РФ.

Библиографический список

Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 5.

Маленко В. С. Земельные отношения с иностранным элементом // Право и политика. 2007. № 6.

Морозов Д. В. Экстерриториальные нормы и доктрина международного частного права // Журнал российского права. 2011. № 7.

1. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, торговые представительства Российской Федерации, официальные представительства Российской Федерации при международных организациях и иные заказчики, осуществляющие свою деятельность на территории иностранного государства (далее – заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства), вправе осуществлять на территории иностранного государства закупки товаров, работ, услуг у российских или иностранных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса котировок для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 111 1 настоящего Федерального закона.

2. При проведении заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства, запроса котировок:

1) могут не применяться ограничения, установленные частью 2 статьи 72 настоящего Федерального закона;

2) в запросах, предусмотренных частью 4 статьи 74 настоящего Федерального закона, заказчик указывает:

а) информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5 части 1 статьи 73 настоящего Федерального закона. При этом к участнику закупки заказчик предъявляет требования, которые установлены к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе с учетом требований законодательства иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет эту закупку;

б) информацию о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок с использованием любых средств связи и доставки, в том числе в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа;

3) к извещению о проведении запроса котировок и к запросам, предусмотренным частью 4 статьи 74 настоящего Федерального закона, может прилагаться проект контракта, подготовленный с учетом требований законодательства иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет эту закупку;

4) заказчик вправе отменить проведение запроса котировок до заключения контракта;

5) все поданные заявки на участие в запросе котировок независимо от средств связи и доставки, посредством которых такие заявки поданы, рассматриваются в соответствии с требованиями статьи 78 настоящего Федерального закона. При этом заказчик не вправе отклонять такие заявки по причине их несоответствия положениям части 2 статьи 77 настоящего Федерального закона;

6) размещение в единой информационной системе извещения, предусмотренного статьей 73 настоящего Федерального закона, протокола, предусмотренного статьей 78 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документов не требуется;

7) контракт с победителем запроса котировок заключается не позднее чем через двадцать дней с даты подписания протокола, предусмотренного статьей 78 настоящего Федерального закона.»;

29) в статье 77:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.»;

б) в части 4 в первом предложении слово «(или)» исключить;

30) в статье 78:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.»;

б) в части 2 в первом предложении слово «(или)» и второе предложение исключить;

в) в частях 3 и 5 слово «(или)» исключить;

31) пункт 3 части 5 статьи 80 изложить в следующей редакции:

«3) требования, предъявляемые к участникам предварительного отбора, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками предварительного отбора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам предварительного отбора в соответствии с частью 1 1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;»;

32) в статье 83:

а) в части 2:

пункт 5 признать утратившим силу;

пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;»;

б) в пункте 4 части 4 слово «(или)» исключить;

в) дополнить частью 7 1 следующего содержания:

«7 1 . Прием заявок на участие в запросе предложений прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений.»;

г) в частях 8, 9, 10 и 13 слово «(или)» исключить;

д) в части 15 слово «(или)» исключить, после слова «следующий» дополнить словом «рабочий»;

е) в частях 18, 19 и 20 слово «(или)» исключить;

33) в части 4 статьи 84 слово «календарных» исключить;

34) в статье 85:

а) в части 11 слова «частью 3» заменить словами «частями 3 и 4»;

б) в части 15 слова «частью 3» заменить словами «частями 3 и 4»;

35) в пункте 5 части 2 статьи 88 цифры «28 - 30» заменить словами «28 и 29»;

36) в статье 93:

а) в части 1:

пункт 1 дополнить словами «, а также услуг центрального депозитария»;

в пункте 4 слова «При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;» заменить словами «При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;»;

в пункте 5 слова «При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год;» заменить словами «При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;»;

пункт 14 после слов «или электронных изданий» дополнить словами «(в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации)», после слов «доступа к» дополнить словом «таким»;

пункт 20 после слов «эксплуатация компьютерного оборудования,» дополнить словами «оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода),»;

в пункте 21 после слов «эксплуатация компьютерного оборудования,» дополнить словами «оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода),», слова «предоставление безопасного питания» заменить словами «предоставление питания (включая безопасное питание»;

пункт 24 изложить в следующей редакции:

«24) признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями части 9 статьи 89 и статьи 92 настоящего Федерального закона по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в указанный федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком согласования. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;»;

пункт 25 изложить в следующей редакции:

«25) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в
соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 – 3 1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о

согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в срок, установленный частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;»;

в пункте 30 после слова «предложениям» дополнить словами «Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,», слова «муниципальных образованиях с числом избирателей свыше двухсот тысяч человек» заменить словами «муниципальных образованиях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов

Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 6 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона»;

пункт 32 изложить в следующей редакции:

«32) аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;»;

дополнить пунктом 35 следующего содержания:

«35) заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;»;

дополнить пунктом 36 следующего содержания:

«36) заключение бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии;»;

дополнить пунктом 37 следующего содержания:

«37) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;

б) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 части 1 настоящей статьи.»;

в) часть 4 дополнить словами «, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется»;

37) в статье 94:

«4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.»;

б) дополнить частью 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.»;

в) абзац первый части 9 после слов «исполнения контракта» дополнить словами «(за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона)»;

38) в статье 95:

а) в части 12 слова «в течение одного рабочего дня, следующего за датой» заменить словами «не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты»;

б) часть 15 после слов «не соответствует установленным» дополнить словами «извещением о проведении запроса котировок,»;

в) в части 20 слова «в течение одного рабочего дня, следующего за датой» заменить словами «не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты»;

39) в статье 96:

а) в части 2 цифру «5,» исключить;

«8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.»;

40) в статье 97:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. В соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.»;

в) часть 10 признать утратившей силу;

41) в части 27 1 статьи 99 цифры «11 1 » заменить цифрами «11 2 »;

42) в части 7 статьи 106 первое предложение изложить в следующей редакции: «Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.»;

43) главу 7 дополнить статьей 111 1 следующего содержания:

«Статья 111 1 .Особенности планирования и осуществления

НК РФ в ряде случаев местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если покупатель не осуществляет деятельность на территории РФ. Данная норма применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Как правильно определить место реализации услуг в случаях, если покупатель - иностранная компания имеет (не имеет) представительства в России? Если услуги оказаны филиалом одной российской организации другой российской организации на территории иностранного государства? Возникает ли объект обложения, если иностранная компания выполняет работы (оказывает услуги) российской организации? Зарубежному представительству российской организации? Согласно пп. 4 п.

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельностиО месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.)Деятельность иностранных юридических лицКак работают иностранные юридические лица в россии в 2018 годуСтатья 13. трудовая деятельность иностранных граждан в российской федерации

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности Так, в отношении иностранных инвесторов действуют изъятия ограничительного характера при участии таких лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

Статья 2. основные понятия

Согласно Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.) Арбитражный суд первой инстанции признал отказ в регистрации общества не соответствующим статье 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и обязал налоговый орган произвести государственную регистрацию ООО “Дальневосточная международная торговая ярмарка”.
Деятельность иностранных юридических лиц N 510 “О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации” // Там же. 2008. N 28. Ст. 3382. <367 СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 5097.Сделки, совершенные с нарушением требований Федерального закона от 29 апреля 2008 г.

О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.)

Внимание

Предположим, одна российская организация (исполнитель) заключила с другой российской организацией (заказчиком) договор на выполнение работ (оказание услуг) из списка пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. При этом у заказчика имеется филиал, зарегистрированный на территории иностранного государства, а получателем работ (услуг) является непосредственно этот филиал.

Важно

Выходит, что местом реализации территория РФ не признается. Но налоговые органы с этим подходом не всегда соглашаются.Например, ФАС ПО в Постановлении от 17.09.2013 N А06-8981/2012 рассматривал следующий налоговый спор.

Российская организация (исполнитель) заключила с другой российской организацией (заказчиком) договор на предоставление персонала, обеспечивающего столовое обслуживание работников заказчика.
Об аннулировании регистрации адвоката иностранного государства в реестре Министерство юстиции Российской Федерации издает мотивированное распоряжение. 14. Решение об аннулировании регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
15. Адвокат иностранного государства, регистрация которого в реестре аннулирована, возвращает свидетельство о регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации. 16. Информация, содержащаяся в реестре, предоставляется за плату в размере 300 рублей, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно. Информация предоставляется в виде выписок о конкретных адвокатах.


Форма выписки, а также порядок ее предоставления устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.
Заявление адвоката иностранного государства о регистрации его в реестре, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о регистрации адвоката иностранного государства в реестре и иные документы, имеющие отношение к адвокату иностранного государства, формируются в реестровое дело. 11. Аннулирование регистрации адвоката иностранного государства в реестре производится по заявлению адвоката или по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации. 12. Министерство юстиции Российской Федерации аннулирует регистрацию адвоката иностранного государства в реестре в случае: а) установления недостоверности представленных для регистрации документов; б) выдворения адвоката из Российской Федерации в установленном порядке; в) вступления в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления. 13.

Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (в ред.

Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ) (см.

    О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.)Деятельность иностранных юридических лицКак работают иностранные юридические лица в россии в 2018 годуСтатья 13. трудовая деятельность иностранных граждан в российской федерации

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности N 1545-1 “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, заключил, что иностранные инвестиции на территории Российской Федерации могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством; внесение в имущество предприятия 40930,5 немецких марок не является валютной операцией, и потому основания для применения административной ответственности в данном деле отсутствовали <364. Внимание См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2000 г.
В данном Постановлении судьи отметили, что их правовая позиция подтверждается разъяснениями, предоставленными по запросу организации-исполнителя в Письмах Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-08/209, от 10.10.2012 N 03-07-08/284.В первом из них говорится, что если покупателем инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией, является филиал российской организации, зарегистрированный и осуществляющий деятельность на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, то местом реализации указанных услуг территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги НДС в РФ не облагаются при условии документального подтверждения использования указанных услуг при строительстве объектов на территории иностранного государства.
См. текст приложения в предыдущей редакции Приложение N 1к Положению о ведении реестра адвокатовиностранных государств, осуществляющихадвокатскую деятельность на территорииРоссийской Федерации Реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г. Регистрационный номер Фамилия, имя, отчество и гражданство адвоката Адрес и телефон постоянного места жительства или места пребывания в Российской Федерации Дата поступления заявления о регистрации Реквизиты документа, подтверждающего статус адвокатав иностранном государстве Реквизиты документа, удостоверяющего личность адвоката Дата и номер распоряжения о регистрации адвоката Дата выдачи свидетельства о регистрации и его дубликата Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г.

Поэтому российские налогоплательщики, приобретающие указанные работы (услуги) у иностранных лиц, обязаны уплачивать НДС в отношении тех работ (услуг), которые в соответствии с нормами НК РФ подлежат обложению этим налогом на территории РФ.Например, будет признаваться налоговым агентом российская организация, приобретающая у иностранной организации инжиниринговые услуги, услуги по предоставлению персонала для работы на территории РФ, работы по разработке программ для ЭВМ (см. Письма Минфина России от 19.10.2011 N 03-07-08/291, от 02.11.2010 N 03-07-08/304, от 09.04.2010 N 03-03-06/2/70 соответственно).

Вывод. При выполнении работ (оказании услуг), поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, иностранной компанией для российской организации местом реализации признается территория РФ и возникает объект обложения НДС. Российская организация становится налоговым агентом.

Адвокат (фамилия, инициалы) Подпись Дата Приложение N 3к Положению о ведении реестра адвокатовиностранных государств, осуществляющихадвокатскую деятельность на территорииРоссийской Федерации Анкета Место для фотографии 1. Фамилия имя отчество (если изменял (а) фамилию, имя или отчество, то указать их) 2.

Инфо

Пол 3. Число, месяц и год рождения 4. Место рождения 5. Гражданство 6. Сведения о высшем юридическом образовании (когда и какие учебные заведения окончил (а), номер диплома, специальность и квалификация по диплому) 7.

Реквизиты документа, подтверждающегостатусадвокатавиностранном государстве Наименование документа N Кем выдан Дата выдачи 8. Адрес постоянного места жительства Телефон 9. Адрес места пребывания в Российской Федерации Телефон 10.