Античные образы. Античные образы в искусстве Влияние античности на современную культуру

Античные образы. Античные образы в искусстве Влияние античности на современную культуру
Античные образы. Античные образы в искусстве Влияние античности на современную культуру


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Античные образы в лирике А.С.Пушкина Исследовательская работа обучающихся 10Б класса Татариновой Е. и Антиповой М. Актуальность темы Античное наследие актуально в наши дни, потому что именно в нём следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. По словам А.С.Пушкина, «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Все, созданное Пушкиным, до предела насыщено античностью - мифологией и историей, людьми и событиями, образами и картинами Древних Греции и, особенно, Рима. Цели Выявить античные образы в лирике поэта и в романе “Евгений Онегин” Определить, какую функцию они выполняют в творчестве А.С.Пушкина Задачи Изучить стихи Пушкина с точки зрения использования мифологических тем и сюжетов Изучить роман «Евгений Онегин» Определить роль античных мифологических образов в характеристике пушкинских героев Объект исследования 1. Лирика А.С.Пушкина 2. Роман «Евгений Онегин» Предмет исследования Образы античной мифологии Методы исследования Изучение и анализ стихов и романа «Евгений Онегин». Ознакомление с критической литературой по данной теме. Сопоставительный анализ литературоведческих источников. Систематизация и обобщение полученного материала. Пушкин и античность Пушкин серьезно изучал античную литературу. С детства обученный французскому языку, он ещё до вступления в Лицей успел глубоко ознакомиться с французской литературой семнадцатого и восемнадцатого веков. И через неё будущий поэт смог получить понятие о главнейших корифеях античной поэзии. Стихотворения, которые пишет Пушкин во времена учебы в Лицее, свидетельствуют о знании поэзии, элементов истории и философии античности. Античные образы прослеживаются в творчестве Пушкина на протяжении всей его сознательной жизни. В зрелые годы античность продолжает вдохновлять поэта-романтика своими сказочными образами. 1.Лирика А.С.Пушкина Ни́мфы - в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. В роще шорох утихает, Все в прелестной тишине; Нимфа далее ступает, Робкой вверившись волне. Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу, в свою очередь названному в честь легендарного основателя Ромула. Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий;И путник, устремив на груды камней око,Речет, задумавшись, в мечтаньях углублен:"Свободой Рим возрос - а рабством погублен". Икар - в древнегреческой мифологии сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью. Дано мне мало Фебом:Охота, скудный дар.Пою под чуждым небом,Вдали домашних лар,И, с дерзостным ИкаромСтрашась летать недаром,Бреду своим путем:Будь всякий при своем. Аполло́н,Феб - в греческой мифологии златокудрый бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз. О боги мирные полей, дубров и гор,Мой робкий Аполлон ваш любит разговор,Меж вами я нашел и музу молодую,Подругу дней моих, невинную, простую,Но чем-то милую - не правда ли, друзья? Зефи́р - ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны Ночной зефирСтруит эфирШумит, Бежит Гвадалквивир. Нарци́сс - в древнегреческой мифологии сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы Эро́т, а также Аму́р, у римлян Купидо́н - бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле. Амур в молчании ночномФонарь любовнику вручаетИ сам счастливца провожаетК уснувшему супругу в дом… Децим Юний Ювена́л - римский поэт-сатирик. О муза пламенной сатиры!Приди на мой призывный клич!Не нужно мне гремящей лиры,Вручи мне Ювеналов бич! Публий Верги́лий Марон - национальный поэт Древнего Рима, автор «Энеиды». Античность нашла отражение во многих произведениях поэта "Замечания на "Анналы" Тацита", "Гости съезжались на дачу...", "Повесть из римской жизни", "Египетские ночи«, замысел трагедии "Ромул и Рем«,отрывок из "Путешествия Онегина«,"Везувий зев открыл...«,«Медный всадник», «Послание Лиде», «Пирующие студенты», «Цыганы», «Монах» Частота употребления образов мифологии Вакх 34 Эрот 18 Гименей 20 Венера 19 Амур 43 Феб 42 Аполлон 32 Парнас 21 Лира 1491 Муза 1481 2.« Онегина» воздушная громада… Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в период с 1823 по1831 годы, является одним из самых значительных произведений в русской литературе. Уже тогда его современники заметили, что “Евгений Онегин” – это «энциклопедия русской жизни». Но и античные образы играют в романе далеко не последнюю роль. Без использования образов античной мифологии герои романа не обладали бы такой притягательной силой, которая делает их возвышенными и романтичными. Евгений Онегин Имя Евгений происходит от греческого слова «евгенес» - благородный. Однако Евгений Онегин - образец всего самого нерешительного, циничного, бесстрастного, утонченного и обаятельного, что может быть в мужчине. Имя Татьяна древнегреческого происхождения, от слова « татто » - устанавливать, определять Татиана Римская – мученица. После жестоких истязаний мучители привели её к капищу богини Дианы, чтобы она принесла жертву этой богине. Но Татьяна перекрестилась и стала молиться. И вдруг раздался оглушительный удар грома - и молния испепелила идола и жрецов. Замысел реализуется через имена античного происхождения Онегин и Татьяна - это своего рода конфликтные центры сюжета. Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость и чистота героини. Поэт говорит о герое: «Мне нравились его черты». А героиню называет своим «верным идеалом». Античный образ В романе Татьяну Пушкин противопоставляет Диане, богине охоты, вечной молодости и луны. Античная богиня олицетворяет собой луну: Одна, печальна под окном, Озарена лучом Дианы, Татьяна бедная не спит И в поле темное глядит. Владимир Ленский Ленского вдохновляет муза – покровительница творцов. Муза являет перед собой символ яркости жизни и юности. Недаром в сцене прощания с Ленским поэт пишет и о прощании со своей юностью:Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем; И муз возвышенных искусства, Счастливец, он не постыдил… Истомина - знаменитая балерина Терпсихора – в древнегреческой мифологии муза танцев. В танце балерина движется легко и изящно, подобно музе, она отдает душу искусству, к которому принадлежит:Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет? Евгений Венера – в древнегреческой мифологии богиня любви. Евгений - франт, он щепетильно относился к костюмам, мог часами просидеть у зеркал, перед тем как выйти в свет. Пушкин посмеивается над такой немужественной чертой Онегина: Он три часа, по крайней мере,Пред зеркалами проводил И из уборной выходил Подобный ветреной Венере,Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. Ольга Ларина – младшая сестра Татьяны Филли́да (др.-греч. Φυλλίδος - молодой листок) - древнегреческое женское имя, использовалось в поэзии вагантов как типичное имя персонажа идиллии (пасторали). Сравнение Ольги с Филлидой вполне оправдано, ведь недаром Онегин говорит, что хоть она и нежна, мила и простодушна, но образ её типичен и неинтересен:Ах, слушай, Ленский; да нельзя льУвидеть мне Филлиду эту, Предмет и мыслей, и пера, И слез, и рифм et cetera?.. Музы – покровительницы искусства Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнёмДуша воспламенялась в нём; И муз возвышенных искусства, Счастливец, он не постыдил… Вывод Античные образы в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» играют далеко не последнюю роль. Без использования образов античной мифологии герои произведений великого поэта не обладали бы такой притягательной силой, которая делает их возвышенными и романтичными. Анализ произведения помогает понять, почему автор использовал именно эти образы, характеризуя своих героев и мир своей души. Использованные ресурсы А.С.Пушкин. Избранное. М. «Терра». 1996.Г.Кнабе. Годы перелома.Феномен.№ 2 Апрель-июнь 2007 г.Пушкин и античность. Заметки на полях.em-pushkin.ru

Интерес к античности возрос во второй половине XVIII столетия не только во Франции, но и в Англии и в Германии.

В Англии в 1768 г. вышло сочинение Роберта Вуда «Опыт об оригинальном гении и творениях Гомера», о котором восторженный отзыв оставил Гете: «В этих образах мы видели уже не натянутые и напыщенные истории о героях, а правдивое отражение древнейшей действительности и старались, сколько возможно, к ней приблизиться».

Артисты Клерон и Лекен, воспитанники Вольтера, играя в пьесах Корнеля и Расина, сбросили традиционные костюмы времен Людовика XIV, парики и кринолины, и надели костюмы греческие и римские. Знаменитый актер Тальма последовал их примеру.

Композитор Глюк, имя которого облетело тогда весь мир, гениальный музыкант и новатор в области оперного искусства, возбудил еще больший интерес к подлинной героической античности своими операми «Орфей», «Альцест», «Ифигения в Тавриде», впервые поставленными в Париже. Героическая музыка Глюка звучала в ту пору революционно. Справедливо писала одна немецкая газета («АП^етете тизИоИзспе 2еИип^») в июне 1800 г.: «Оперы Глюка не только разбудили парижан от уютных совершенствах Люлли и Рамо, но и пробудили в них то м.к. роение и те сильные чувства, которые были нужны для постановки грозной драмы - революции».

В Германии Винкельман своей знаменитой работой «История искусства древности» произвел переворот во взглядах на античность. Самобытность греческого искусства, его народность, его глубокие связи с бытом народным были впервые раскрыты выдающимся мыслителем. Работа Винкельмана в 60-х гг. XVIII столетия была переведена на французский язык.

Просветители интересовались античностью, ища в ней образы и картины, созвучные им по идеям. Дидро изучает Лукреция, поэта-материалиста древности. Руссо вдохновляется героями. Плутарха и сочинениями римского историка Тацита, бичевавшего развращенность римской аристократии. Монтескье пишет исторический образ «Размышления о причинах величия и падения римлян», в котором возвеличивает доблестных республиканцев Рима.

Известный французский археолог граф Кейлюс издает в 1757 г. книгу «Картины Гомера и Вергилия», призывая художников современности искать сюжеты в героической античности. Воспользовавшись материалами книг Кейлюса («Собрание египетских, этрусских, греческих, римских и галльских древностей» в семи томах, издававшихся с 1752 по 1767 г.), Жан-Жак Бартелеми выпускает накануне революции (в 1788 г.) свой знаменитый роман «Путешествие юного Анахарсиса по Греции», в котором прославляет политический строй республиканских Афин, гражданскую свободу и гражданскую доблесть древних греков. Все это подготовило то увлечение героическими образами античности, какое наблюдалось в годы французской революции.

Художник Давид в 1784 г. закончил свою лучшую картину «Клятва Горациев». Три брата-патриота, сражавшихся за родной город, за свободу, воспетые в древности, а в новые времена - в известной трагедии Корнеля, запечатлены были теперь на полотне художника, символизируя собой тот революционный пафос, который вдохновлял французский народ накануне взятия Бастилии. В 1789 г. Давид пишет картину «Брут».

В ноябре 1790 г. в Париже была возобновлена постановка трагедии Вольтера «Брут». Она вызывала горячие симпатии революционного зрителя. Патриотизм, гражданское мужество и преданность Брута идеям свободы глубоко взволновали зрителей. Во время антрактов стихийно возникали митинги, с горячими страстными речами выступали революционные ораторы. Аристократов, оказавшихся в зале и выражавших свое недовольство, изгоняли из театра.

Современные идеи, облекаясь в античные героические образы, приобретали особую красоту и величие. Сами просветители, подготовлявшие революцию, но не дожившие до нее, теперь, в боевые дни, в глазах восставших французов поднялись на высоту античного идеала. В пьесе неизвестного автора «Тень Мирабо», поставленной после смерти знаменитого оратора (4 апреля 1791 г.), выводится Вольтер, встречающий в Елисейских полях тень Мирабо. Философ накладывает на голову Мирабо гражданский венец. Здесь же приветствует оратора Руссо и рядом с ним Брут.

Увлечение героической античностью сказалось в творчестве Андре Шенье (1762-1784). Поэт был казнен, не успев опубликовать свои стихи. Они увидели свет лишь в 1819 г. Элегии, эклоги, ямбы Андре Шенье как бы возрождали далекую античность, но в них жили современные идеи. Французского поэта очень ценил Пушкин. «Никто более меня не уважает, не любит этого поэта», - писал он.

Брат Андре Шенье, Мари Жозеф, поэт и драматург эпохи революции, избирает для театра также античные сюжеты, прославляя республиканскую доблесть древних. Такова его трагедия «Кай Гракх». В пьесах «Карл IX», «Генрих VIII» он выводит на сцену венчанных убийц нового времени, возбуждая в зрителе ненависть к абсолютизму. Пьеса «Карл IX», поставленная театром «Комеди Франсез», была запрещена еще правительством Людовика XVI, однако это вызвало такое возмущение в народе, что король вынужден был отменить свое решение. Мари Жозеф Шенье написал пьесу «Калас», воспроизводя совсем недавние времена.

Деятели революции широко пропагандировали имена и творчество просветителей, особенно Вольтера и Руссо. 30 мая 1791 г., в день годовщины смерти Вольтера, прах философа был торжественно перевезен в Пантеон, и всенародный подъем, какой вызвало это событие, сделал само торжество актом революции. Художник Давид оформил процессию, поэт Мари Жозеф Шенье написал гимн в честь Вольтера, композитор Госсек создал музыку.

Мари Жозеф Шенье написал также оду «Песнь 14 июля», в которой в духе просветителей восклицал: «Пусть разобьются оковы! Да умиротворится земля! Пусть дух законов создаст новое государство, которое будет так же вечно, как лучи солнца! Да искупится длительное преступление веков обмана! Небо создало человечество для свободы». Композитор Госсек положил стихи поэта на музыку.

После якобинского переворота в 1793 г. особую популярность приобрело имя Жан-Жака Руссо, наиболее радикального из французских просветителей. На празднике 10 августа 1793 г. Эро де Сешель произносит речь в духе идей Руссо:

«О природа! Прими выражение вечной преданности французов твоим законам… После стольких веков заблуждений и рабства надо было вернуться к твоей, о природа, первоначальной простоте, чтобы найти снова свободу и равенство».

Пропагандируя идеи Руссо, Мари Жозеф Шенье вместе с композиторами Госсеком и Мюгелем создает торжественные, полные революционного воодушевления гимны: «Гимн природе», «Гимн равенству» и «Гимн свободе». «Дорогая свобода! Дорогая свобода, природа, отечество!» - такие возгласы звучали в «Гимне равенства». Эти гимны исполнялись хором в дни торжеств или всем собравшимся на площади народом. В годы революции в театре ставилась пьеса в стихах «Апофеоз Жан-Жака Руссо». Как намек на постоянную удрученность философа, на мрачное его настроение в последние годы жизни в пьесе звучали куплеты о том, что Руссо, «старшина настоящих санкюлотов», весел, «с тех пор как нет у нас деспотов».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мифологические образы античности в произведениях живописи эпохи Ренессанса

Волоцкова Анастасия - студентка 2-го курса ФИЯ МАИ (НИУ)

Зубанова С.Г. - д.и.н., профессор,

зав.кафедрой теории и практики вторых иностранных

языков ФИЯ МАИ (НИУ)- научный руководитель.

Аннотация

Целью настоящей статьи является ознакомление читателей с жанром античной мифологии в живописи, раскрытие и анализ художественных образов на полотнах самых известных художников эпохи Возрождения, а также проведение параллелей изобразительного искусства с другими направлениями духовной культуры соответствующей эпохи.

Anastasia Volotskova - 2nd year student of the Foreign Languages Department of the Moscow Aviation University (National Research University)

S. G. Zubanova - Doctor of History, professor, chairperson of the theory and practice of the second foreign languages department of the Foreign Languages Department of the Moscow Aviation University (National Research University) - scientific advisor

Mythological images of antiquity in masterpieces of Renaissance

The following article is aimed at readers" familiarization with the genre of antique mythology in pictorial art, analysis of artistic images appearing in canvases which belong to the most famous artists of Renaissance; also, matching art and other spheres of inner culture parallels of the same epoch.

Мифологические образы античности в произведениях живописи эпохи Ренессанса

Возрождение , или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-самое начало XVII века. Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Рисуя картины традиционной религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Жанровый разброс живописи в эпоху Возрождения относительно невелик, самые популярные были иконопись, ванитас, портреты. Но некоторые художники часто обращались к античным культурным корням за вдохновением, вследствие чего их кисти и холсты рождали мифологические образы античных богов и героев из народных сказаний. Миф и сказания тесно переплетаются с повседневной обывательской жизнью людей. Миф в значении русского языка- «сказание». Античная мифология (от лат. Antiquus- «древний) проявляется в ярких живописных образах художников, наделяющих персонжей своих холстов некой телесностью и пущей фантазийностью. Начиная с самого начала эпохи Возрождения творцы искали вдохновение и черпали идеи в сюжетах мифологии Древних Рима и Греции. Родиной РенессансаеРеРенен стала Флоренция, которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного числа ремесленников, организованных в цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов, юристов -адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые решили изучать культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Они обратились к художественному наследию античного мира, произведениям греков и римлян, в свое время создавших образ человека, не скованного догматами религии, прекрасного душой и телом. Поэтому новая эпоха в развитии европейской культуры получила название «Возрождение», отразив стремление к возвращению образцов и ценностей античной культуры в лице «материализации» мифов и сказаний в новых исторических условиях.

Для современного зрителя повествование мифологических сюжетов в полотнах покажется обыденностью, однако ценители и знатоки, зрящие в исторические корни возникновения данного жанра, как античная мифология в живописи, с особым трепетом ценят то искусство, с каким мировые художники того времени подходили к созданию образов и сцен жизни сказочных персонажей древней мифологии.

Самые значимые художники сей эпохи, работавшие в направлении живописи античной мифологии - Сандро Ботичелли, Тициан, Антонио да Корреджо и Никола Пуссен.

Как истинный флорентиец, Ботичелли первый начал писать мифологических героев в своих картинах. Самая известная его работа, по сей день считающаяся мало того просто шедевром, но и символом итальянской живописи XV века - «Рождение Венеры».

Тема взята из античной литературы, точнее, из «Метаморфозов» Овидия. Обнаженная Венера плывет по морю на морской ракушке, слева от нее летят бога ветров; справа, на берегу, Венеру встречает с одеждами в руках нимфа времен года Ора. Под ее ногами цветут фиалки - символ обновления природы.

Среди других литературных ориентиров - поэма «Стансы» Анджело Полициано, современника Боттичелли и главного поэта-неоплатоника из окружения Медичи. Неоплатонизм - философское течение популярное в эпоху Возрождения, которое пыталось найти точки соприкосновения между культурным наследием античного мира и христианством.

Философская трактовка произведения согласно неоплатонизму следующая: рождение Венеры - это символ рождения любви, наивысшей добродетели и духовной красоты, которая является движущей силой жизни. Даже знак-символ женского пола (которому, по сути, и от природы присущи выше обозначенные качества) называется «зеркало Венеры».

В позе Венеры очевидно влияние классической греческой скульптуры: богиня стоит, опираясь на одну ногу и целомудренно прикрывает свою наготу. Боттичелли был одним из величайших мастеров линии и рисунка. «Рождение Венеры» уникально еще и тем, что является для Тосканы первым примером живописи на холсте . Использование алебастровой пыли придаёт краскам особое свечение и долговечность.

Картина также может быть интерпретирована как ода династии Медичи - благодаря их культуре и талантливой дипломатии во Флоренции воцарились любовь и красота.

Венера «красовалась» на холсте не только у Ботичелли. У Тициана мы тоже можем найти с ней пару картин. Сразу вспоминается его «Венера Урбинская». античный мифология живопись возрождение

Написана она была по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Творение представляет собой много вариантов для размышлений и интерпретаций. Скорее всего, картина представляет собой аллегорию брака. Согласно одной из версий, обнаженной женщиной, изображенной в образе Венеры, является юная невеста герцога Гвидобальдо II Джулия Варано. Открытый взгляд Венеры, античной богини любви, направлен прямо на зрителя. Очевидный эротизм картины должен был служить напоминанием молодой жене об исполнении супружеского долга. Но опять же культурные корни отходят к Древней Греции, где человеческая красота считалась верхом красоты, великолепия и была даже в какой-то степени священна.

Обнаженное тело женщины, написанное теплыми светлыми красками, контрастирует с темным фоном. Розы, издавна считающиеся атрибутом Венеры, символизируют женское плодородие. Маленькая собачка, спящая в ногах женщины, олицетворяет верность, в данном контексте супружескую (поскольку ни для кого не секрет, что собака- самое верное домашнее животное) . На заднем плане изображены две служанки, занятые сундуком с нарядами - приданым молодой девушки.

На очереди Венера в исполнении Антонио да Корреджо, фигурирующая на его холсте «Венера, Сатир и Купидон». Зритель может наблюдать похотливый взгляд козлоногого Сатира на нагой, но целомудренной Венере, которая с материнской заботой держит свою руку возле Купидона. Все мы знаем, что Купидон так же, как и Венера, является символом любви (обращаемся даже за доказательством к латинскому языку: Венера переводится как Venus, что также означает «любовь, прелесть»; второе «имя» Купидона на латыни- Eris, перевод абсолютно аналогичный); но ирония в том, что он и как Сатир является воплощением любовного влечения. Тем не менее, антитеза между ними в том, что Сатир несёт мысль пошлую, а Купидон- правильную, а точнее- идею продолжения жизни. То есть, грубо говоря, картина разделена на две стороны: плохую и хорошую, тёмную и светлую, злую и добрую, развратную и невинную.

Дуэт Венеры и Купидона встречается ещё на полотне Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Купидоном». В центре обнаженная Венера сжимает в левой руке золотое яблоко -- награду, вызвавшую Троянскую войну; правой рукой она обезоруживает Купидона, эротически обнимающего ее и едва не раздавливающего правой ногой голубя мира. Справа игривый маленький мальчик собирается осыпать их розовыми лепестками, не замечая, что он ступает по терниям, один из которых уже пронзил его правую ступню. За ним красивая девушка протягивает медовые соты, но ее щедрый жест -- это обман, так как в другой руке держит жало своего змеиного хвоста.

На основании частого фигурирования Венеры на картинах великих художников, можно сделать вывод, что эта богиня является самой яркой и привлекательной героиней для живописцев. На приведённых мною выше примерах полотен, все художники мастерски используют масло, создавая игру цветовых контрастов. Во всех полотнах Венера, символ любви, красоты и плодородия, воплощаетидеал женщины эпохи Возрождения .

Как бы то ни было, несмотря на восхищение мифологией великими деятелями сфер материальной и духовной культуры, современный человек склонен недооценивать мифологию, ошибочно приравнивая её к детским сказкам. Более того, очевидно, что роль мифологии стала незначительна по сравнению с предыдущими эпохами. Можно сказать, что мифы, такие как они были в древности или средневековье, уже почти забыты как литературный жанр и зачастую изучаются только в рамках школьной программы. А ведь они переполнены мудростью, накопленной веками, и как ни один другой жанр способна обогащать человеческую душу своими богатыми символическими образами. Поэтому, можно говорить с уверенностью об актуальности данной темы для современного общества. Возможно, она способна будет вызвать у читателя живой интерес к мифологии и сможет побудить к изучению мифов начиная с истоков.

Увядание интереса к мифологии в наши дни легко объяснимо. Всё дело в философском понимании мифа. Оно происходит в рамках рассмотрения проблемы мифологического сознания, т.к. является ключом к пониманию самой природы и сущности человеческого сознания и бытия. Для античного народа мифология была своеобразным пониманием действительности, поскольку у человека не было возможностей и средств объяснить те или иные явления природы или собственного тела и сознания (и подсознания), поэтому он придумал высшие силы, которые отождествляют всё сущее на земле. В наш же век постиндустриальный, информационный, у нас есть наука и техника, с помощью которой мы можем объяснить почти всё, и за имением этих средств последовала ненадобность мифологии.

Но всё же живопись в любом её проявлении, жанре (в данном случае для нас- мифология)- это культура. Культура- это то, что обогащает нас духовно, даёт какую-то пищу для ума и души. Современная культура характеризуется новым пониманием мира и места человека в нем, выражает свой собственный «миф», формирует свое мифологическое пространство. Таким образом, любая мифология, являясь первой формой познания мира, в историческом развитии дает нам неисчерпаемый материал для освоения ее в плане этическом, эстетическом и для раскрытия ее художественного воздействия в литературе и искусстве Античности. Поэтому категорически важно заботиться о сохранении культурного наследия, ведь это потрясающий и незаменимый ничем путь к саморазвитию, содержащий в себе отклик на «вечные проблемы» бытия.

Косвенная роль мифологии в наши дни- то, что активно герои античных мифов (как греческих, так и римских, а также египетских и многих других) используются в таких областях современной культуры как кинематограф (фильмы «Гнев титанов», «Битва богов»), гейм производство (видео игры «Viking - Battle for Asgard» и «God of War»), анимационное производство (в основном японская мультипликация, построенная на использовании местного фольклора). Потому что ни на секунду не стоит забывать, что мифология- один из важнейших векторов развития художественной культуры. Не только в эпоху Возрождения, но и в наши дни!

Литература и источники

1. Википедия- свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org

2. Общая энциклопедия истории искусства (раздел: Эпоха Возрождения или Ренессанс, СС. 245-270).

3. Официальный источник Галереи Уффици во Флоренции- http://www.florence-museum.com/uffizi

4. http://gallerix.ru

5. Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», выпуск №7/2015, статья Петрова Н.В. «Философия мифологии античности».

6. Диссертация Пивень М.Г. «Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях раннего итальянского Возрождения», 2011; СС. 3-9.

7. Статья « Античная мифология как значимая часть сюжетно-тематического комплекса в европейской живописи XVII-XVIII веков» Кольчиковой Т.О. и Улахович С.Н.

8. Античные мифы в мировом искусстве: боги и герои. Сюжеты и символы. Живопись и скульптура: [мини-атлас / сост. и отв. ред. С.Ю. Афонькин]. СПб.: СЗКЭО: Кристалл; Ростов н/Д: Феникс,2003. -- 95 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Люди эпохи Возрождения отреклись от предшествующей эпохи, представляя себя яркой вспышкой света среди вечной тьмы. Литература эпохи Возрождения, ее представители и произведения. Венецианская школа живописи. Основоположники живописи раннего Возрождения.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Характеристика эпохи, искусства и культуры Высокого Ренессанса. Основное идейное содержание культуры Возрождения. Творчество великих художников. Ренессансная интеллигенция. Идеал представителей культуры эпохи Возрождения. Абсолютизация власти.

    реферат , добавлен 13.09.2008

    Отличительные признаки искусства эпохи Ренессанса. Исследование и подробный анализ известнейших произведений искусства изучаемого периода – литературы, живописи, драматургии. Оценка правомерности названия XVI–XVII вв. в Японии эпохой Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2011

    Периоды Возрождения - эпохи в истории культуры Европы, пришедшей на смену культуре Средних веков. Возрождение в изобразительном искусстве. Работы Джотто и Рафаэля Санти. Стиль Леонардо-живописца. Список художников и шедевров, связанных с именем Медичи.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Основные черты и этапы культуры эпохи Возрождения. Данте Алигьери и Сандро Боттичелли как крупнейшие представители раннего Ренессанса. Творчество Леонардо да Винчи. Особенности и достижения литературы, архитектуры, скульптуры и искусства Ренессанса.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2009

    Исследование проблематичных вопросов Ренессанса, главное противоречие эпохи Возрождения - столкновение необъятного нового с еще крепким, хорошо устоявшимся и привычным старым. Истоки и основания культуры Ренессанса. Сущность гуманизма эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Определение особенностей эпохи Возрождения. Рассмотрение характеристик живописи, архитектуры и скульптуры данной эпохи, основных авторов. Изучение нового взгляда на человека, женщину в искусстве, развитие силы мысли и интереса к человеческому телу.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Философско-эстетические особенности культуры эпохи Ренессанса. Место музыки в системе искусств Возрождения. Музыка и танец: аспекты взаимодействия. Хореография на подступах к самоопределению. Жанровая палитра танцевального искусства эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2010

    Искусство в период Возрождения как главный вид духовной деятельности. Рассмотрение и анализ произведения "Божественная комедия". Характеристика творчества Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо. Ф. Брунеллески как один из основоположников архитектуры Ренессанса.

    реферат , добавлен 19.01.2013

    Хронологические рамки эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Светский характер культуры и ее интерес к человеку и его деятельности. Этапы развития эпохи Возрождения, особенности ее проявления в России. Возрождение живописи, наука и мировоззрение.

Античностью (с латинского это слово означает «древность» - antiquus) называют эпоху двух великих цивилизаций - Древней Греции и Рима.

Периодизация античности

Отвечая на вопрос о том, что такое античное общество, нужно знать, в какую эпоху оно существовало и на какие периоды делилось это время.

Общепринятой считается следующая периодизация:

1. Ранняя античность - время зарождения греческих государств.

2. Классическая античность - период единства римской и греческой цивилизации.

3. Поздняя античность - время распада Римской империи.

Рассматривая античное общество, нужно учитывать тот факт, что временные рамки здесь точно установить невозможно. Греческая цивилизации появилась раньше римской, а Восточная существовала еще какое-то время после падения Западной. Считается, что эпоха античности - это время с VIII в. до н. э. по VI в. н. э., до начала средневековья.

Появление первых государств

На Балканском полуострове в древности произошло несколько неудачных попыток создания государств. Это был период предыстории

2700—1400 гг. до н. э. - время минойской цивилизации. Она существовала на Крите и имела высокий уровень развития и культуры. Была уничтожена природной катастрофой (извержение вулкана, породившее сильное цунами) и греками-ахейцами, захватившими остров.

Примерно в XVI веке до н.э. в Греции возникла микенская цивилизация. Она погибает в 1200-1100 году до н. э. после вторжения дорийцев. Это время называют еще «темными греческими веками».

После исчезновения остатков микенской культуры начинается первый период античности. По времени он совпадает с концом и формированием раннеклассового общества.

Древнегреческое государство являлось первичной цивилизацией. Оно берет свое начало в первобытном строе, и до него не было предшествующего опыта государственности. Поэтому античное общество испытывало сильное влияние первобытности. Это проявлялось, прежде всего, в религиозном мировоззрении. Человек в этот период рассматривался как Отсюда вытекает главная особенность античности - активная позиция по отношению к миру.

Жизнь в античном обществе: структура и классы

Первые греческие государства развивались очень активно. Этому способствовала борьба между крестьянами и знатью, когда первых последняя пыталась обратить в долговое рабство. Во многих других древних цивилизациях это удалось сделать, но только не в греческой. Здесь демос не только смог отстоять свою свободу, но и добился некоторых политических прав. Конечно, это не значит, что общество в античном мире не знало рабства. И древняя Греция, и впоследствии Рим были

Что такое античное общество и какова его структура? Основным государственным образованием античного мира был полис, или город-государство. Поэтому здесь сложилось общество, совершенно отличное от других стран. Его ядром выступала община. Каждый занимал в ней свое положение. Оно определялось наличием гражданского статуса. Все население делилось на три категории: полноправные граждане, неполноправные и бесправные. Гражданский статус - главное достижение античного общества. Если в других странах население жило в строгих рамках сословий, то в Греции и Риме более важным было наличие статуса гражданина. Он позволял демосу на равных со знатью принимать участие в управлении полисом.

Римское общество несколько отличалось от греческого и имело следующую структуру:

2. Свободные земледельцы и ремесленники. В эту же категорию населения входили колоны.

3. Торговцы.

4. Военные.

5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте находилось сенаторское сословие.

Наука и культура античного общества

Первые научные знания были получены еще в далекой древности, в государствах Востока. Этот период называют преднаучным. В дальнейшем эти учения получили свое развитие в Древней Греции.

Наука античного общества - это появление первых научных теорий, основных понятий, трактатов и сообществ. В это время происходит формирование и зарождение многих современных наук.

В своем развитии наука античности прошла долгий путь:

1. Ранний этап - VII-IV вв. до н.э. Это время естествознания и философии. Первые ученые-философы в основном интересовались проблемами природы, а также поиском первоосновы всего живого.

2. Эллинский этап - он характеризуется расчленением единой науки на отдельные направления: логику, математику, физику, медицину. Это время считается высшим расцветом античной науки. Создают свои великие труды Евклид, Аристотель, Архимед, Демокрит.

3. Римский этап - время упадка античной науки. Из наиболее важных достижений этого периода можно выделить астрономию Птолемея.

Главный успех науки античного времени заключается в формировании отдельных направлений, создании первой терминологии и методов познания.

Философия античного общества и ее знаменитые представители

Возникла она в VII—V вв. до н. э. в Греции и делится на следующие этапы:

1. Натурфилософия, или ранняя классика. Философы этого времени в первую очередь интересовались вопросами космологии. Яркие представители: Фалес, Пифагор, Демокрит.

2. Классика - это период расцвета время, в котором жили ее самые яркие представители: Сократ, Платон, Евклид, Аристотель. Здесь впервые на смену вопросам натурфилософии пришел интерес к проблеме добра и зла, этики.

3. Философия эллинизма - в это время начинается активное развитие философской мысли под влиянием древнегреческих ученых. Самые знаменитые представители: Сенека, Лукреций, Цицерон, Плутарх. Появляется много направлений эпикуреизм, неоплатонизм и стоицизм.

Влияние античности на современную культуру

Древнюю Грецию и Рим поэтично называют колыбелью современной цивилизации. Несомненно, античное общество оказало колоссальное влияние на развитие других стран и народов. Науки, театр, спортивные соревнования, комедия, драма, скульптура - не перечислить всего, что подарил античный мир современному человеку. Это влияние до сих пор прослеживается в культуре, быту и языке многих романских народов и жителей Средиземноморского региона.

О Понте Эвксинском, как греки называли Чёрное море, написано очень много. Его восхищенно описывали писатели и поэты XIX века, к этой теме обращались и поэты «серебряного века», использовавшие античные образы и мотивы в своем творчестве (А. Ахматова «У самого моря», О. Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Феодосия», «Золотистого меда струя…», В. Брюсов «Крым. Чёрное море», М. Волошин. «Киммерия», «Киммерийская весна, «Коктебель», «Полдень», «Одиссей в Киммерии» и др., Р. Ивнев. «Севастополь» и др.). Певец Киммерии — М. Волошин обращался в своем творчестве не только к образу Черного моря, но и образу крымской степи, объединяя данные образы-символы в единое целое (как, например, в стихотворении «Полдень»). В данном стихотворении Волошин описывает картину полуденного Крыма не только поэтически красочно («темное золото смол», «иссиня — серые камни»), но и звучно («звонки стебли травы»). Но если внимательно вчитаться в это стихотворение, то ощущаешь интригу, которую готовит поэт читателю:

«Травы древних могил, мы взросли из камней, из праха,
К зною из ночи и тьмы, к солнцу на зов возросли.
К полдням вынесли мы, трепеща от сладкого страха,
Мертвые тайны земли».

Крым — это мудрая и удивительная книга, на страницах которой описана история многих народов и цивилизаций. Крымская земля таит в себе множество тайн — археологических, исторических, мифологических. Не минуло увлечение крымской темой и Н. С. Гумилёва, который, обращаясь к античности, выбрал образы античных героев-пассионариев, поскольку, как поэт и человек, был глубоко пассионарен.

В настоящее время проявился интерес к термину «пассионарность», разработанному Л. Н. Гумилёвым. Пассионарность рассматривают сейчас с разных точек зрения, как черту, присущую сильным, мужественным личностям. Пассионарность — важная тема в творчестве Н. Гумилёва, поскольку для поэта она связана с движением вперед во времени и пространстве. Однако образы пассионариев в творчестве Н. Гумилёва изучены еще недостаточно. Это стремление вперед увлекало Гумилёва в дальние странствия, впечатления от которых он изложил в «Африканском дневнике»:

«10-го апреля на пароходе Добровольского флота «Тамбов» мы вышли в море. Какие-нибудь две недели тому назад бушующее и опасное Черное море было спокойно, как какое-нибудь озеро. Волны мягко раздавались под напором парохода, где рылся, пульсируя, как сердце работающего человека, невидимый винт. Не было видно пены, и только убегала бледно-зеленая малахитовая полоса потревоженной воды. Дельфины дружными стаями мчались за пароходом, то обгоняя его, то отставая, и по временам, как бы в безудержном припадке веселья, подскакивали, показывая лоснящиеся мокрые спины. Наступила ночь, первая на море, священная. Горели давно не виденные звезды, вода бурлила слышнее. Неужели есть люди, которые никогда не видели моря?» .

Николай Степанович начал бредить морем еще с детства и пронес это увлечение через всю свою недолгую жизнь. Герои произведений Н. Гумилёва стремятся только вперед — как морским путем, так и сухопутным — через время и пространство. Античные герои в данном случае — не исключение.

Наша задача — показать образы пассионариев античности в творчестве поэта. Само по себе понятие «античность» довольно многогранно, в общем смысле слово восходит к лат. «аntiquitas» — древность, т.е. речь идет о греко-римской древности. В старших классах гимназии будущий поэт увлекся античностью — литературой, историей, скульптурой. Произошло это благодаря урокам греческого языка, которые вёл И. Ф. Анненский, выдающийся поэт и драматург, директор гимназии. Античные пассионарии всегда интересовали Н. Гумилёва, и их образы нашли свое отражение в его творчестве.

Античные мотивы, присутствующие в творчестве Н. Гумилёва, можно распределить следующим образом:

1) героические;
2) духовного странничества;
3) мифологические.

Античные пассионарии — это своего рода путешественники, стремящиеся только вперед, в какой-то степени — морские путешественники. Стремление вперед, к неизведанному, желание покорить новые земли — все это было присуще античным пассионариям.

Античные стихотворения Н. Гумилёва можно назвать ранними опытами. Ярче всего античные мотивы проявились в сборниках «Романтические цветы» и «Жемчуга», поскольку в них раскрыты образы античных героев обоих периодов. Как мы отметили выше, тему античности в творчестве поэта можно разделить на два периода, или цикла:

1) греческий;
2) римский.

Ряд стихотворений основательно подчеркивает разделение темы: «Воин Агамемнона», «Возвращение Одиссея» — это греческий цикл, тогда как «Императору», «Каракалла», «Помпей у пиратов», «Основатели», «Мореплаватель Павзаний» и др. — это римский цикл. В данных стихотворениях поэт воспевает силу, отвагу античных пассионариев, преданность идее, показывает характеры героев в развитии. Так, в частности, в стихотворении «Воин Агамемнона» идет речь о смелом воине, посвятившем жизнь греческому царю, и не знающему, что ему делать после смерти царя. Поэт удивительно точно и тонко передал размышления и раздумья воина:

«Манит прозрачность глубоких озёр,
Смотрит с укором заря,
Тягостен, тягостен этот позор, —
Жить, потерявши царя!».

Как считают некоторые литературоведы, «…влияние творчества Гомера на Гумилёва не ограничивалось только уровнем поэтики образов и художественных приёмов, но было комплексным: гомеровский эпос сыграл важную роль в формировании философско-эстетического мировоззрения поэта; герои Гомера определили Гумилёвский взгляд на человека, его судьбу и его жизнь в этом мире». Образ царя Итаки Одиссея был необычайно близок поэту, поскольку Гумилёв по натуре был таким же странником, как и этот хитроумный герой эпоса Гомера.

Одиссей, после своих подвигов в Троянской войне, совершенных «под музыку копий», после многолетних странствий «над ужасом пучин», несломленным возвращается в родной дом, в одиночку истребляет женихов, нагло поселившихся в его доме и домогавшихся его жены, жестоко мстит за попытку поругания своей чести. В гумилёвском цикле стихотворений «Возвращение Одиссея» повествуется об окончании многолетнего странствия Одиссея и возвращении его в родную Итаку:

«Я трирему с грудью острою
В буре бешеной измучаю,
Но домчусь к родному острову
С грозовою сизой тучею.

…В корабле раскрылись трещины,
Море взрыто ураганами».

Исследователь творчества Н. Гумилёва — Е. Ю. Куликова в монографии «Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов» пишет: «Описывая странствия Одиссея, поэт перечисляет все самое страшное, что может случиться с моряком. Пережить это почти невозможно, и Гумилёв видит вернувшегося к Пенелопе не страстно соскучившегося по дому скитальца, а почти легенду». Думаем, с этим утверждением можно согласиться.

Гомер не изображал панорамных сцен, как, скажем, художники более поздних эпох. Поэт выстраивал стройную цепочку поединков отдельных противников, например, Менелая с Парисом, Аякса с Гектором и т.д. В отличие от гомеровского эпоса, в триптихе Гумилёва, посвященном Одиссею, можно увидеть отражение гумилёвской концепции путешествия. Для Гумилёва путешествия были более важными, чем любовь к жене и привязанность к родному очагу. Поэтому и Одиссей в гумилёвском цикле стихотворений с подозрением относится к женской красоте и не доверяет супруге.

Несмотря на долгое отсутствие и кратковременное пребывание дома, в родной Итаке, Одиссей снова отправляется в путь, но на этот раз уже с сыном Телемахом:

«Ну, собирайся со мною в дорогу,
Юноша светлый, мой сын Телемах!..
Снова полюбим влекущую даль мы
И золотой от луны горизонт,
Снова увидим священные пальмы
И опенённый, клокочущий Понт» .

Под «клокочущим Понтом» здесь, вероятно, имеется ввиду Понт Эвксинский — так греки называли Черное море. Как известно, греки не только бывали, но и жили на территории современного Крыма. Визит Н. Гумилёва в Коктебель, произошедший по приглашению М. Волошина, вдохновил Николая Степановича на создание стихотворений, содержавших античные мотивы, темы и образы. О странствиях Одиссея писали многие поэты «серебряного века». Так, например, Осип Мандельштам очень точно отобразил свои впечатления от эпоса Гомера и посещения Киммерии:

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины» .

Более того, странствия Одиссея занимали умы многих поэтов «серебряного века» — современников Гумилёва, например, М. Волошина («Одиссей в Киммерии»).

Со временем в «античных» произведениях Гумилёва, сформировался образ лирического героя, стремящегося познать окружающий мир, но в то же время отвергающего земной мир во имя небесного. В «античных» стихотворениях Н. Гумилёва римского периода можно наблюдать основные фазы римского этноса: от возникновения до падения.

Рассматривая античных образы пассионариев римского периода, А. Доливо-Добровольский называет римлян «высокопассионарным народом», Ромула и Рема — пассионариями, но так ли это было в действительности? Мы считаем, что эта точка зрения А. Доливо-Добровольского очень субъективна, поскольку автор теории — Л. Н. Гумилёв — разделял пассионариев на несколько этнических групп:

1) пассионарии;
2) культурные герои;
3) субпассионарии.

Продолжая исследовать римский период античности в творчестве Гумилёва, следует прежде всего обратить внимание на образы Ромула и Рема — основателей Рима. Поэт воплотил их образы в стихотворении «Основатели». Братья собирались построить город, подобный солнцу, в безлюдной местности:

«Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем,
Ромул сказал: «Здесь будет город»,
«Город как солнце», — ответил Рем.

«Здесь будет цирк, — промолвил Ромул, —
Здесь будет дом наш, открытый всем».
«Но надо поставить ближе к дому
Могильные склепы», — ответил Рем» .

Фраза «Город, как солнце», произнесённая Ремом, принадлежит Кампанелле и присутствует в его работе «Город солнца».

Лаконизм и афористичность приведенных строк поражают. Но за краткими репликами скрывается драма двух основателей Рима. Бодрые в начале фразы Рема заканчиваются тревожными словами, в которых чувствуется попытка внушить брату мысль о вечных укорах совести, вызвать которые могут воздвигнутые рядом с домом фамильные усыпальницы. Ромул и Рем являются в большей степени культурными героями, чем пассионариями.

Продолжая анализ римского цикла, следует отметить стихотворения «Императору» и «Каракалла», в которых идет речь об императоре-тиране. Но поэт изображает этого императора отнюдь не тираном:

«Император с профилем орлиным,
С черною курчавой бородой,
О, каким бы стал ты властелином,
Если б не был ты самим собой!» .

Н. С. Гумилёв раскрывает образ императора Каракаллы как пассионария. Однако перед нами пассионарий, растерявший свою былую энергию. Если придерживаться концепции пассионарности Л. Н. Гумилёва, то можно сказать, что Каракалла жил в эпоху снижения пассионарности римского этноса. В то же время главная характеристика Каракаллы у Н. С. Гумилёва — это «жадность снов», то есть желание свершений, жажда великих дел:

«Жадность снов к тебе неутомима:
Ты бы мог раскинуть ратный стан,
Бросить пламя в храме Иерусалима,
Укротить бунтующих парфян» .

В данном случае можно провести аналогию: «жадность снов — усталость снов». «Усталость снов» мучит и повергает в глубокую печаль лирического героя стихотворения Н. С. Гумилёва «Пятистопные ямбы». «Жадность снов» пассионария противопоставлена усталости снов человека, растерявшего былую пассионарность.

Для Николая Гумилёва неординарным властителем-пассионарием был поэт, который «все знает, все умеет». Отсюда и гумилёвская мечта о «поэтократии», то есть о новой роли поэта в обществе. Однако некоторые формы поэтократии встречались и в древнем обществе, а именно у кельтов, среди которых были поэты-властители (речь идет о кельтских жрецах-друидах).

Относительно образа Каракаллы у некоторых литературоведов иная точка зрения. Например, Т. С. Зорина считает, что Каракалла представляет собой «…типизированный, собирательный образ властелина Рима периода упадка, да еще наделенного сознанием декадента-эстета начала ХХ века…» .

Несмотря на то, что Н. С. Гумилёв с исторической точностью отобразил эпоху упадка императорского Рима, он все же существенно исказил образ самого императора, поскольку вопреки исторической действительности назвал императора «мудрым». Каракалла в стихотворениях Н. Гумилёва «Каракалла» и «Императору» стремится к познанию вечного свершения героических подвигов, а также осознаёт бесполезность и бессилие людских попыток отстоять свою волю и свободу в борьбе с фатумом. Т. С. Зорина также считает, что «…его реальные, исторические деяния — подавление восстания иудеев, войны с племенами аламаннов и хаттов, попытка, подобно Александру Македонскому, завоевать Парфянское царство — даются лишь как «сны», нереализованные возможности человека, забывшего путь своих предков ради постижения тайны вселенной и своей собственной души» .

И. Захариева подчеркивает, что Каракалла — это обобщённый образ героя, который отличается «ясностью, конкретностью позиций. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум, мужественно идущий к намеченной цели» . Гумилёвский Каракалла далек от исторического тем, что противостоит традиционному представлению об императоре как деспотическом правителе. Известный гумилёвед — В. В. Бронгулеев, автор монографии о Н. Гумилёве «Посредине странствия земного, рассматривая античные стихи («римский период»), заметил, что «стихи римского цикла не столько историчны, как обращены к некоему абстрактному образу властителя, наделенного поэтом далекими от реальности чертами, создающими вокруг него ореол величественности, драматизма и силы» . Мы считаем, что поэт у Н. Гумилёва — это высшее воплощение пассионарности, поскольку Николай Степанович считал, что «поэт должен все знать, все уметь». Поэтому Гумилёв и изобразил Каракаллу не только властителем, но и поэтом.

В стихотворении Н. С. Гумилёва «Помпей у пиратов» изображен младший сын Помпея Великого — Секст Помпей. После свержения своего отца он продолжил войну против Юлия Цезаря с помощью беглых рабов и дезертиров. В образе Секста Помпея угадываются черты Юлия Цезаря, поскольку последний провёл в плену у пиратов более месяца. Однако у Гумилёва пленник пиратов ведет себя как подобает императору. Стихотворение «Помпей у пиратов» повествует о человеке с сильным характером, который способен голосом и взглядом покорять окружающих:

«Дорогие плывут ароматы
В трюм, где скрылись в волненьи опасном
С угрожающим видом пираты.

С затаенною злобой боязни
Говорят, то храбрясь, то бледнея,
И вполголоса требуют казни,
Головы молодого Помпея» .

В данном стихотворении присутствует характерное для Н. Гумилёва противопоставление бесстрашного молодого аристократа толпе мстительных, злобных, и, конечно, опасных противников, в данном случае — пиратов. Пираты уходят «с угрожающим видом» и «с затаенною злобой», требуя казни Помпея. Искушенный читатель может отождествить эту сцену с романом «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини и его главным героем — Питером Бладом, поскольку оба героя вели себя в схожих ситуациях мужественно и героически. Описание образов Помпея и пиратов наполнены выразительными деталями и реалистическими подробностями, что помогает представить их ярко и зримо. И Питера Блада, и Помпея можно отнести к пассионариям.

Хотя античность у Н. Гумилёва соединяет в себе такие разные художественные явления и понятия, как «героизм», «духовное странничество», «мир земной», «поиски истины», поэт сумел объединить эти понятия в художественно гармоничном целом. При этом крымские мотивы и образы плавно проходят через все творчество поэта, представляя античность в художественно новом ракурсе.

Литература:

1. Античность как тип культуры (сборник статей) //Лосев А. Ф., Чистякова Н. А. и др. — М.: Наука, 1988, — 336 с.
2. Бакулина Ю. Б. Героические мотивы и образы в «античных» лирических произведениях Н.С.Гумилёва // Филология и человек. — Барнаул, 2009. № 1. — С. 147-152.
3. Бейлман Е. А. Античность в творчестве акмеистов. — Курсовая работа. // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. — Волгоград, 2011.
5. Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилёва: Годы 1886 — 1913.- М.: Мысль, 1995. — 331 с.
6. Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. — М.: Правда, 1991.
7. Вулих Н. В. Героизация через культуру и проблема творческой индивидуальности в Риме в 1 в. до н.э. //Античность как тип культуры (сборник статей). М.: Наука, 1998. — С. 224-236.
8. Гиленсон Б. А. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция. — http://historylib.org/
9. Гордезиани Р. В. «Илиада» и «Одиссея» — памятники письменности. // Античность как тип культуры (сборник статей). М.: Наука, 1998. — С.146-166.
10. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Наука: 2002.
11. Гумилёв Н. С. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Воскресенье, 1996-2008.
12. Гумилёв Н. С. Сочинения в 4-х тт. — М.: Терра, 1991. — Т.1, 2.
13. Давидсон А. Б. Мир Николая Гумилёва, поэта, путешественника, воина. — М.: Русское слово, 2008. — 320 с.
14. Доливо- Добровольский А. В. Николай Гумилёв. Поэт и воин. Кн.1.- СПб: Фонд «Отечество», 2005.
15. Доливо-Добровольский А. В. Николай Гумилёв. Поэт, путешественник, историк. Кн.2 — СПб.: Фонд «Отечество», 2008.- 736 с.
16. Захариева И. Система художественных образов сборника Н.Гумилёва «Романтические цветы» — М.: 2007.
17. Зобнин Ю. В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н.С.Гумилёва) // Николай Гумилёв: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2000. — 672 с.
18. Зорина Т. С. Поэт Николай Гумилёв — читатель Гомера. — Николай Гумилёв: электронное собрание сочинений // www.сайт
19. Зорина Т. С. Рим Н.С.Гумилёва // Гумилёвские чтения-1996. — СПб.: СПБГУ, 1996. — 288с.
20. Кихней Л. Г. Николай Гумилёв: Художественная онтология и магия слова. // Анна Ахматова и Николай Гумилёв в контексте отечественной культуры (К 125-летию со дня рождения А. А. Ахматовой). Мат. Межд. научно-практич. Конф. Тверь-Бежецк, 21-22 мая 2009 года. Тверь: Научная книга, 2009. С.62-70.
21. Куликова Е. Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. — Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011.
22. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М. : Мысль, 2001.- 558 с.
21. Лосев А. Ф. Типы античного мышления // Античность как тип культуры: сборник статей. М.: Наука, 1998. С.78-104.
23. Мандельштам О. Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. — М.: Худож. лит., 1990. — 638 с.
24. Нахов И. М. Понятие мировой литературы и античность // Античность как тип культуры (сборник статей). М.: Наука, 1998. — С.271-283.
25. Полушин В. Николай Гумилёв. Жизнь расстрелянного поэта. — М.: Молодая гвардия, 2007.
26. Сабатини Р. Одиссея капитана Блада. — М.: Художественная литература»,1965.
27. Шубинский В. Николай Гумилёв. Жизнь поэта. — СПб.: Вита Нова, 2004.