Социальное страхование формы, принципы и виды. Социальное страхование

Социальное страхование формы, принципы и виды. Социальное страхование
Социальное страхование формы, принципы и виды. Социальное страхование

Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации

Подсистема предоставления государственных услуг в электронном виде и межведомственного взаимодействия

Функциональный компонент «Прямые выплаты страхового обеспечения» подсистемы управления страховыми выплатами в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Руководство администратора

«АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Москва 2016

1 Введение. 3

1.1 Общие сведения об АРМ Медицинской организации. 3

1.2 Область применения. 3

1.3 Уровень подготовки пользователей. 3

2 Назначение и условия применения. 3

2.1 Функции АРМ МО.. 3

Системные требования . 3

3 Описание установки и настройки АРМ МО.. 3

3.1 Установка АРМ МО.. 3

3.1.1 Директория установки программы.. 3

3.1.2 Параметры подключения к базе данных . 3

3.1.3 Параметры подключения к сервису ФСС.. 3

3.2 Настройка АРМ МО.. 3

3.2.1 Настройки реквизитов организации. 3

3.2.2 Настройки сервисов ФСС.. 3

3.2.3 Настройки соединения с базой данных. 3

3.2.4 Настройки печати. 3

3.2.5 Настройки подписи для сервисов. 3

3.2.6 Настройка справочника сотрудников. 3

3.2.7 Настройка справочника должностей. 3

3.2.8 Настройка справочника организаций. 3

3.3 Резервное копирование и восстановление базы данных АРМ МО.. 3

3.3.1 Создание резервной копии. 3

3.3.2 Восстановление базы данных. 3

1 Введение

1.1 Общие сведения об АРМ Медицинской организации

Пользователь обязан изучить настоящее Руководство.

2 Назначение и условия применения

2.1 Функции АРМ МО

Получение с сервера ФСС номеров электронных листков нетрудоспособности;

Создание, направление на МСЭ, продление, закрытие электронных листков нетрудоспособности (как самостоятельных документов, так и копий бумажных листков);

Отправка на сервер ФСС созданных электронных листков нетрудоспособности.

Системные требования

Специальные системные требования не предъявляются.

Для обеспечения возможности работы в АРМ МО рекомендуются следующие технические требования:

Microsoft Windows 7 х86 (32-bit) SP1 1.7.0) или выше;

Microsoft Windows 7 x64 (64-bit) SP1 1.7.0 или выше;

3 Описание установки и настройки АРМ МО

3.1 Установка АРМ МО

Для успешной работы АРМ МО на компьютере пользователя должны быть установлены компоненты Framework версии 4 и выше.

Также должны быть установлены криптопровайдер (VipNet CSP версии 4.0 или выше, или CryptoPro CSP версии 3.9 или выше) и сертификаты с ЭП медицинской организации, уполномоченного лица ФСС и сотрудников МО.

Работа в АРМ МО подразумевает два варианта установки:

Сетевая версия – сервер базы данных установлен отдельно от клиентских машин, на которых устанавливается только приложение;

Локальная версия – сервер базы данных и приложение установлено на одной машине.

Скачайте с сайта http://cabinets. fss. ru/ дистрибутив АРМ МО в зависимости от разрядности вашей операционной системы. Дистрибутив поставляется вне зависимости от варианта последующей установки и содержит в себе установщики сервера базы данных PostgreSQL и приложения АРМ МО.

Запустите установщик см. Рисунок 1.

Рисунок 1

3.1.1 Директория установки программы

По умолчанию приложение устанавливается в папку C:\FssTools см. Рисунок 2.

Рисунок 2

3.1.2 Параметры подключения к базе данных

Обратите внимание, по умолчанию выбран флаг «Установить» - это означает, что на компьютер будет установлена база данных PostgreSQL. База данных устанавливается в папку C:\postgresql. Если сервер базы данных установлен на отдельной машине, или не предполагается обновление базы данных на текущей машине, флаг можно снять. В этом случае становятся доступными для редактирования поля «Имя/IP адрес сервера базы данных», «Порт сервера базы данных», «Имя пользователя» и «Пароль пользователя» см. Рисунок 3. Параметры подключения к базе данных можно отредактировать впоследствии, через интерфейс приложения.

Рисунок 3

3.1.3 Параметры подключения к сервису ФСС

По умолчанию указан адрес тестового сервиса приема ЭЛН docs-test. fss. ru см. Рисунок 4. Данный параметр также можно отредактировать через интерфейс приложения.

Рисунок 4

Нажимаем кнопку «Установить». Запускается процесс установки приложения см. Рисунок 5.

Рисунок 5

Установка выполнена см. Рисунок 6.

Рисунок 6

3.2 Настройка АРМ МО

Запустите приложение через ярлык на рабочем столе, либо через меню кнопки «Пуск».

3.2.1 Настройки реквизитов организации

В главном меню откройте вкладку «Администрирование – Настройки реквизитов организации» см. Рисунок 7.

Рисунок 7

Откроется окно настроек реквизитов организации. Обязательные для заполнения поля отмечены желтым цветом. Для сохранения введенных данных необходимо нажать кнопку «Сохранить» см. Рисунок 8.

В разделе «Реквизиты МО» заполняются поля:

Наименование МО;

Полное наименование МО;

ОГРН МО;

Адрес МО.

В разделе «Реквизиты отправителя» заполняются поля:

ФИО исполнителя, создающего ЛН – ФИО сотрудника, отправляющего реестр с ЭЛН на сервис ФСС;

Адрес электронной почты исполнителя;

Телефон исполнителя.

Рисунок 8

3.2.2 Настройки сервисов ФСС

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки сервисов ФСС». Откроется окно настройки подключения к сервису ФСС см. Рисунок 9. В поле «Строка соединения» при установке по умолчанию прописывается адрес тестового сервиса ФСС - https://docs-test. fss. ru/WSLnCrypto/FileOperationsLnPort? WSDL

Для отправки ЭЛН на продуктивный сервис необходимо указать:

https://docs. fss. ru/WSLnCrypto/FileOperationsLnPort? WSDL

«Время попытки подключения, секунд» – указывается время продолжительности попыток подключения к сервису в случае отсутствия ответа. В случае использования в вашей организации прокси-сервера необходимо установить флаг «Использовать прокси» и заполнить последующие поля:

Прокси-хост;

Прокси-порт.

Прокси-логин;

Прокси-пароль.

После заполнения необходимых полей, нажмите кнопку «Проверить соединение». Если все параметры заполнены верно, вы получите сообщение «Подключение к сервису ФСС выполнено успешно»

Рисунок 9

3.2.3 Настройки соединения с базой данных

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки соединения с базой данных». Откроется окно настроек соединения с базой данных см. Рисунок 10. В поле «Строка соединения» прописывается адрес сервера базы данных. Адрес прописывается в формате:

jdbc:postgresql://host:port/fss

Host – имя или IP адрес сервера базы данных;

Port – порт сервера базы данных;

Fss – имя пользователя.

После заполнения необходимых полей, нажмите кнопку «Проверить соединение». Если все параметры заполнены верно, вы получите сообщение «Подключение выполнено успешно»

Рисунок 10

3.2.4 Настройки печати

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки печати». Откроется окно настроек печати ЭЛН на бумажном бланке см. Рисунок 11. Необходимо создать тестовый листок нетрудоспособности и проверить попадание символов в ячейки на бумажном образце. При нечетком попадании текста в ячейки, необходимо при помощи элементов управления «Сдвиг по горизонтали» и «Сдвиг по вертикали» отобразить в окне настроек смещение, которое получилось при пробной печати.

Рисунок 11

3.2.5 Настройки подписи для сервисов

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки подписи для сервисов». Откроется окно настроек подписания см. Рисунок 12. Окно настроек подписи условно разделено на две области:

1 – Настройки подписи МО;

2 – Настройки подписи уполномоченного лица ФСС.

Выполнять форматно-логический контроль – установить флаг, если вы хотите выполнить форматно-логический контроль ЭЛН перед сохранением его в базу данных;

Подписывать исходящие сообщения – установить флаг для добавления электронной подписи к исходящим сообщениям;

Проверять подпись на входящих сообщениях – сравнивать электронную подпись на ответах от сервиса ФСС с сертификатом уполномоченного лица ФСС;

Криптопровайдер – используемый вами криптопровайдер, выбирается из выпадающего списка;

Тип контейнера (раздел 1) – тип контейнера, в котором установлен сертификат МО;

Имя сертификата МО – сертификат МО;

Шифровать сообщение – установить флаг, если необходимо зашифровать сообщение перед отправкой;

Тип контейнера (раздел 2) – контейнер, в котором установлен сертификат уполномоченного лица ФСС;

Имя сертификата ФСС – сертификат ФСС.

После заполнения необходимо нажать кнопку «Получить ключ». Если все параметры заполнены верно, вы получите сообщение «Приватный ключ и сертификат успешно получен».

Рисунок 12

3.2.6 Настройка справочника сотрудников

Откройте в главном меню вкладку «Документы – Справочник сотрудников». Откроется справочник сотрудников см. Рисунок 13.

Рисунок 13

Для добавления нового сотрудника необходимо нажать кнопку «Создать». Откроется окно добавления нового сотрудника см. Рисунок 14. Здесь необходимо заполнить поля:

Индивидуальный номер – уникальный номер сотрудника;

Фамилия;

Отчество;

ФИО для ЛН – фамилия сотрудника, как она будет отображаться в подписи ЭЛН;

Должность для ЭЛН;

Установить флаг «Председатель ВК» если сотрудник является таковым.

Рисунок 14

Для сохранения записи необходимо нажать кнопку «Сохранить».

Импорт существующей базы сотрудников из АРМ ЛПУ версии 2.0.4 описан отдельно в документе «Миграция в АРМ МО».

3.2.7 Настройка справочника должностей

АРМ МО поставляется с преднастроенным справочником должностей, но при необходимости можно создать новую должность специалиста. Для этого необходимо открыть справочник в главном меню «Документы – Справочник должностей». Новая должность создается аналогично новому сотруднику.

3.2.8 Настройка справочника организаций

Что бы открыть справочник организаций, необходимо в главном меню выбрать «Документы – Справочник организаций». Новая запись организации создается аналогично новой записи в справочниках сотрудников и должностей. Импорт существующей базы организаций из АРМ ЛПУ версии 2.0.4 описан отдельно в документе «Миграция в АРМ МО».

3.3 Резервное копирование и восстановление базы данных АРМ МО

3.3.1 Создание резервной копии

Откройте БД PostgreSQL клиентом для подключения к БД. В комплекте с дистрибутивом АРМ ЛПУ по умолчанию устанавливается клиент pgadmin3.exe.

Чтобы открыть диалоговое окно «Резервная копия…», щелкните правой кнопкой мыши имя базы данных fss в элементе управления деревом и выберите «Резервная копия...» в контекстном меню см. Рисунок 15.

Рисунок 15

Откроется диалоговое окно см. Рисунок 16, в котором выберите «Имя файла» и «Формат» (выберите «Tar» для создания файла архива Tar), остальные параметры оставляем по умолчанию (заданные параметры будут включены в команду pg_dump).

Рисунок 17

Если резервная копия выполнена успешно, на вкладке «Сообщения» будет отображаться:

Процесс вернул код выхода 0

Прокрутите вверх, чтобы просмотреть команду pg_dump, используемую для создания архива, или просмотреть сообщения об ошибках, которые были возвращены во время резервного копирования. Когда вы закончите, нажмите «Завершено», чтобы выйти из диалогового окна «Резервная копия».

3.3.2 Восстановление базы данных

Обратите внимание: если вы восстанавливаете существующую базу данных, вы должны убедиться, что любые объекты, которые могут создавать конфликты из-за ранее существовавших ограничений или зависимостей, отбрасываются или усекаются; используйте параметры DROP CASCADE или TRUNCATE CASCADE в контекстном меню, чтобы очистить существующие конфликты перед выполнением восстановления.

Чтобы открыть диалоговое окно «Восстановить… », щелкните правой кнопкой мыши имя объекта fss в элементе управления деревом и выберите «Восстановить…» в контекстном меню см. Рисунок 18.

Рисунок 18

Откроется диалоговое окно «Восстановить» см. Рисунок 19.

Задайте поле «Формат», чтобы выбрать формат файла архива, который вы восстанавливаете. pgAdmin может восстанавливаться из пользовательского файла (формат pg_dump), tar-файла или файла формата каталога.

Задайте поле «Имя файла», чтобы указать имя резервного архива, который будет использоваться для восстановления

Рисунок 19

На вкладке «Параметры восстановления #2» см. Рисунок 20, установите флажок «Очистить перед восстановлением», остальные параметры оставляем по умолчанию.

Рисунок 20

Нажмите кнопку «Восстановить » для восстановления см. Рисунок 21.

Рисунок 21

По завершении восстановления на вкладке «Сообщения» отображаются сведения о процессе восстановления.

Если восстановление было успешным, появится вкладка «Сообщения»:

Процесс вернул код выхода 0.

Если вы получаете код выхода, отличный от 0, прокрутите окно «Сообщения», чтобы найти проблему, после исправления проблемы вы можете повторить этот процесс.

Перейдите в начало диалогового окна «Сообщения», чтобы просмотреть выполненную команду pg_restore. Когда вы закончите, нажмите «Завершено», чтобы выйти из диалогового окна «Восстановить».

2018

Дмитрий Селиванов на TAdviser SummIT - о фантастических возможностях социальных сервисов настоящего и будущего

Основными текущими векторами движения цифровой трансформации в социальном страховании являются: встраивание клиентских интерфейсов в среду соцсетей и мессенджеров, встроенность в партнерские каналы доставки финансовых услуг для клиентов, интеграция с маркетплейсами социальных услуг и товаров.

Шагами будущего должны также стать внедрение дистанционной идентификации клиента и технологии простых расчетных операций, а также использование инновационных клиентских сервисов в среде дополненной реальности и 3D-сервисов.

По словам Андрея Кошкина, помимо разработки основной функциональной платформы ФСС, фонд проводит пилотные проекты и эксперименты совместно с крупными телеком-операторами, которые уже умеют хорошо предоставлять услуги в электронном виде. Причем операторы сами вызвались создать разные прототипы, демонстрационные образы сервисов для социального менеджмента, социального маркетплейса, доступа к информации и даже конкретные устройства для слабовидящих, говорит он.

Ключевым элементом новой цифровой платформы ФСС является «Социальный навигатор», который будет состоять из различных мобильных информационных сервисов. Они должны помогать человеку быстро разобраться с теми шагами, которые он должен сделать для получения каких-либо социальных гарантий и выплат от фонда, и оперативно получать информацию о выплатах.

В числе прорабатываемых сервисов «Социального навигатора»:

  • Цифровая мобильная платформа реабилитационного и социального менеджмента и доставки технических средств реабилитации (совместно с «Вымпелкомом»);
  • Цифровая облачная платформа реабилитационных информационных сервисов (совместно с МТС и IBM);
  • Цифровая платформа доступа инвалидов к информации о технических средствах реабилитации и сопутствующих товарах и услугах, так называемый «Социальный маркетплейс» (совместно с АНО ГЧП);
  • Цифровые мобильные устройства и сервисы для слабовидящих и слабослышаших (совместно с ФРИИ и «Мегафоном»).

Развитие цифровой платформы предполагает также создание социального «бизнес-коммуникатора» - коннектора между страхователями и компаниями среднего и малого бизнеса. Это будет интегрированная цифровая мобильная платформа информационного взаимодействия фонда и организаций малого и среднего предпринимательства.

В картине социального страхования будущего появятся новые элементы ИТ-инфраструктуры , обеспечивающие доверенную среду при предоставлении социальных услуг, считает представитель ФСС. Цифровая трансформация привнесет новые решения и технологии, в том числе, такие как «социальный блокчейн»: для рынка социальных услуг, где очень много участников, будут развиваться иные инфраструктурные решения, включая решения на основе блокчейна , дающие необходимый уровень доверия.

Вместе с тем, для применения новых решений необходимо вносить изменения в нормативно-правовую базу, поскольку текущие законы зачастую являются сдерживающим фактором для их широкого применения. Например, в 2013 году был запущен проект электронный листок нетрудоспособности, но потребовалось 4 года, чтобы законом было разрешено «хождение» электронного листка наравне с бумажным.

Андрей Кошкин привел данные, что в 2017 году за 3 месяца работы сервиса примерно 10% медицинских организаций по стране начали работать с листами нетрудоспособности в электронном виде.

  • Электронный родовой сертификат
  • ЕГИСЗ (ЭЛН, ВМП, Электронный рецепт, ФРМО, ФРМР, электронный обмен по вакцинации, диспансеризации, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров …)
  • Электронное взаимодействие между ЕАВИИАС МСЭ
  • Электронная путевка на санаторно-курортное лечение (СКЛ)
  • Переход на электронный обмен с субъектами РФ при направлении на СКЛ и ВМП
  • Единый каталог ТСР
  • Электронный социальный сертификат
  • Трансграничное электронное взаимодействие с международными организациями социального обеспечения

IBS за полмиллиарда рублей продолжит развитие централизованной системы "Соцстрах"

23 августа 2017 года Фонд социального страхования (ФСС) подвел итоги тендера на развитие единой интегрированной информационной системы «Соцстрах».

IBS за 532 млн рублей продолжит развитие централизованной системы "Соцстрах"

В 2016 году модернизацией системы за 268,8 млн рублей занималась компания IBS . Она же подала заявку на участие и в новом тендере. Еще одно предложение поступило от компании "Крок ".

Заявки участников оценивались по трем критериям - стоимость (значимость - 30%), квалификация (25%) и характеристики объекта закупки (45%). Предложение IBS набрало 99,51 балла, заявка "Крок" - 41,36 балла. В итоге победителем стала компания IBS, предложенная ей цена контракта составила 532 млн рублей.

ФСС рассчитывает создать единую централизованную систему оперативного учета обязательств страхователей, банков, их должностных лиц перед бюджетом Фонда.

В рамках нового контракта госзаказчик планирует актуализировать концепцию развития информационных систем Фонда, обследовать и спроектировать ИТ-инфраструктуру .

Кроме того, должны быть выполнены работы по модернизации прикладного программного обеспечения системы «Соцстрах». В частности, это ПО для автоматизации деятельности по страхованию от несчастных случаев, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, администрированию страховых взносов, обеспечению социальных программ и информированию получателей соцуслуг.

Для обеспечения безопасности информации, обрабатываемой в модернизируемой системе, должна быть спроектирована комплексная система обеспечения информационной безопасности .

Общая архитектура модернизируемой системы приведена на рисунке ниже.

Все работы по проекту должны быть выполнены с даты заключения контракта до 15 декабря 2017 года.

Как Фонд социального страхования превратится в «социальный финтех». CIO раскрыл планы на TAdviser SummIT 2017

Цифровая трансформация экономики является новым вызовом для Фонда социального страхования (ФСС). Кем организация видит себя в будущем, на рассказал Андрей Кошкин , руководитель департамента информационных технологий и защиты информации ФСС.


Новое решение должно обеспечить единство данных по всем системам, единство регламентных процессов деятельности ФСС и прозрачность действий любого сотрудника. Фонд планирует перейти на платформу, типичную для организаций, оказывающих массовые финансовые услуги.

В дальнейшем ФСС планирует выполнять роль «социального финтеха», когда госорганизация берет на себя функции формирования первичных данных о всех социальных обязательствах, которые есть перед клиентами, данных о сделанных выплатах. А функции доставки конечной услуги, то есть выплаты, могут реализовываться на модели ГЧП.


В общей сложности в конференции TAdviser SummIT 2017, прошедней 31 мая, приняли участие 400 ИТ-руководителей крупных коммерческих и государственных организаций, топ-менеджеров и экспертов ИТ-компаний. В этом году конференция впервые проводилась при официальной поддержке Минкомсвязи России . На мероприятии прозвучали доклады, посвященные глобальным технологическим тенденциям, изменившимся политическим и экономическим реалиям, их влиянию на ИТ-отрасль. Также были организованы сессии по ИТ в отдельных отраслях. В панельных дискуссиях участники саммита обменялись мнениями и прогнозами о перспективах развития технологий и информационных систем.

В мероприятии приняли участие 400 ИТ-руководителей крупных коммерческих и государственных организаций, топ-менеджеров и экспертов ИТ-компаний.

Аудитория пленарного заседания TAdviser SummIT

Алексей Курочка, глава Oracle Systems в России

Артём Натрусов, ИТ-директор "Евраз групп"

Алексей Куканов, ИТ-директор авиакомпании "Волга-Днепр"

Андрей Педоренко, ИТ-директор страховой компании "Альфастрахование"

Олеся Рыбалко, глава департамента ИТ-трансформации "Райффайзенбанка"

Дмитрий Суровец, глава ИТ-департамента компании "GE Нефть и Газ" на территории России и СНГ.

В 2017 году первый раз состоялось вручение наград TAdviser IT Prize

TAdviser SummIT - лучшая площадка для неформального общения профессионалов

Девушки собирают визитки для розыгрыша суперприза - смартфона Tonino Lambordghini

2016

Состояние ИТ-инфраструктуры и электронного взаимодействия

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе

Чтобы работать с электронными больничными листками, организации потребуется завести личный кабинет в Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах» ФСС на cabinets.fss.ru (далее — ЕИИС «Соцстрах»). Войти в него можно через учетную запись юрлица на портале Госуслуг.

Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):

  1. На esia.gosuslugi.ru перейдите во вкладку «Организации».
  2. Создайте подтвержденную учетную запись, используя квалифицированную электронную подпись, выданную на имя руководителя или на лицо, имеющее право действовать без доверенности.
  3. Заполните карточку с реквизитами.

После регистрации в личном кабинете ЕИИС «Соцстрах» заполните информацию о своей компании и ознакомьтесь с инструкцией.

Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:

  • Больницы будут загружать в систему электронные листки, подписывая их квалифицированной электронной подписью.
  • Бухгалтер будет видеть больничные сотрудников, получать нужные сведения для начисления пособия и заполнять раздел работодателя.
  • Застрахованные смогут проверять, правильно ли заполнен больничный лист и корректно ли начислено пособие.
  • Федеральный закон № 86-ФЗ предусматривает, что врач сможет оформить электронный больничный по временной нетрудоспособности, беременности или материнству, если соблюдены эти два условия:
  • Медучреждение и работодатель застрахованного человека зарегистрированы в специальной автоматизированной системе электронных листков.
  • Пациент в письменном виде согласился на оформление листка нетрудоспособности в электронной форме.

Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Шаг 2. Перераспределите обязанности

Назначьте бухгалтера, ответственного за работу с электронными больничными, получите на него электронную подпись и обеспечьте доступ к ЕИИС «Соцстрах». Если нужно, обучите новым правилам работы тех бухгалтеров, которые раньше работали только с бумажными больничными.

Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.

Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях

Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.

ФСС оплатит больничный, если он представлен в электронной форме, за три рабочих дня

Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:

  • Его проще оформлять, не нужно дополнительно заверять печатями в регистратуре.
  • Его невозможно испортить, забыть, потерять. Если застрахованный потеряет номер больничного, он сможет восстановить его в личном кабинете по номеру СНИЛС и паролю с Госуслуг.
  • Электронный больничный не нужно бережно хранить и передавать бухгалтеру, как его бумажный аналог. Достаточно сообщить номер листка по телефону или по почте. Это особенно актуально для компаний с филиалами, разными офисами или отдельно расположенной бухгалтерией.
  • Если в регионе проходит пилотный проект по прямым выплатам, ФСС оплатит больничный, представленный в электронной форме, за три рабочих дня (в бумажной форме — за 10 дней).

Татьяна Огородникова, бухгалтер «Агентство Бонус »:

ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось .

Оформление пособия

Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного

Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.

Готовый больничный медучреждение выгружает в ЕИИС «Соцстрах».

Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.

Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете

По этому номеру бухгалтер находит в личном кабинете в ЕИИС «Соцстрах» больничный лист сотрудника. Полученные из листка сведения (о периоде болезни и т.д.) нужно будет использовать для расчета и учета больничного листа.

Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.

На этапе выплаты пособия

Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия

Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.

Дальше сценарии работы по начислению и выплате пособий различаются в разных регионах России. Часть регионов участвует в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», все они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. В этих регионах пособие выплачивает ФСС напрямую сотруднику. В остальных регионах пособие сотруднику начисляет и выплачивает работодатель. Рассмотрим сценарии работы бухгалтера в обоих случаях.

Зачетная система

Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.

При зачетной схеме:

  • Рассчитайте пособие и выплатите его работнику с ближайшей зарплатой.
  • Сумму расходов, понесенных на выплату пособия, можно или зачесть в счет уплаты взносов на социальное страхование, или возместить в ФСС. Чтобы получить возмещение, необходимо подойти в отделение ФСС и предоставить заявление или справку-расчет.

Прямые выплаты

Рисунок 2. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности в регионах, где действует пилотный проект «Прямые выплаты».

При прямых выплатах:

  • В своей бухгалтерской программе выполните расчет среднего заработка для пособия.
  • Если пособие за первые три дня нужно оплатить за счет работодателя, рассчитайте и включите эту часть в следующую зарплату.
  • Подготовьте реестр в электронном виде (если отправляете данные через интернет) или заполните заявление в ФСС от имени сотрудника (если обращаетесь в ФСС лично).
  • Отправьте реестр на портал ФСС или отнесите заявление лично в отделение ФСС.
  • Проследите, чтобы работник получит пособие: ФСС выплатит его банковским или почтовым переводом.

Подробнее о прямых выплатах читайте в .

Преимущество электронных больничных

Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.

Меньше ошибок

При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.

Меньше злоупотреблений

Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.

Меньше работы

С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:

  • передачу бумажных больничных в территориальные отделения ФСС;
  • учет фактов хозяйственной жизни листков, так как они являются бланками строгой отчетности;
  • проверку подлинности больничных;
  • хранение и обработку архива.

Меньше места для архивов

Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.

Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн

Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Что такое Фонд социального страхования?

Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.

Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:

  • доходы от инвестиций;
  • бюджетные ассигнования;
  • страховые взноса предпринимателей;
  • другие способы денежных поступлений.

Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.

Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.

С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.

Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.

Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.

Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.

Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
  • Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
  • Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.

Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.

Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.

Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.

Функции и управление

Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.

Среди обязательных функций ФСС - обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.

Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.

Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:

  • руководство деятельностью фонда;
  • утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
  • внесение проектов бюджета;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
  • определение направлений международного сотрудничества.

Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.

Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.

В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.

На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.

Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.

Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.

Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.

При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.

ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.

Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:

  • предоставлять отсрочку уплаты страховых взносов плательщику;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно назначать и проводить экспертизу (при необходимости);
  • проводить проверку документов по учету страховых взносов.

При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.

Среди обязанностей Фонда социального страхования - регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.

Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.

Сколько составляет проект бюджета?

Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.

Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.

Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • данные Госкомстата РФ;
  • исполнение бюджета в предыдущем периоде;
  • социально-экономический прогноз;
  • основные направления бюджетной и социальной политики;
  • действующие нормативные акты.

Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.

В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.

Доходы

Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям - стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:

  • единый социальный налог;
  • сельскохозяйственный налог;
  • штраф по взносам;
  • начисление пени за просроченный период;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования;
  • поступления капитализированных платежей.

К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым - поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.

В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.

Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.

Формирование доходов по центральному аппарату

В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Расходы

В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.

Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:

  • взносы на решение вопросов общегосударственного значения;
  • расходы на образование (в том числе и на переподготовку кадров различных отраслях);
  • расходы на установление международных контактов;
  • выплата пособий;
  • оплата проезда в общественном транспорте.

Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.

Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.

Их виды

Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:

  • уплата начисляемых штрафов;
  • взыскание пени.

Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:

  • обязательные страховые взносы;
  • капитализированные платежи;
  • взыскиваемые штрафы по причине просрочки платежей;
  • начисляемые пени;
  • другие виды платежей, которые не противоречат законодательству РФ.

Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.

Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.

Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.

Порядок проведения выплат

Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.

В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.

Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.

Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.

При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.

Как определить размер отчислений?

Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.

Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:

  • выходное пособие при увольнении;
  • командировочные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные;
  • пенсионные начисления;
  • денежные пособия.

На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.

Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:

Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.

Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде - не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.

Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.

Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС

Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.

Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.

Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде

Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе

Вариант №3. Отправить отчет по почте

Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.

Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.

Штрафные санкции

При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:

  • страховые взносы от несчастных случаев на производстве, перерасчеты, задолженность;
  • страховые взносы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • пени и проценты;
  • штраф за занижение облагаемой базы;
  • поступления капитализированных платежей;
  • штраф за нарушение сроков подачи отчетности.

Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд - //fss.ru . Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.

В.Л. Мартынов, руководитель Департамента информационного обеспечения
Фонда социального страхования Российской Федерации

Создание и внедрение информационной системы Фонда ЕИИС Соцстрах направлено, прежде всего, на достижение наибольшей эффективности деятельности Фонда, дальнейшее повышение профессиональной квалификации его специалистов на основе использования современных компьютерных технологий.

С целью обеспечения прозрачности своей деятельности Фондом в настоящее время проводятся уникальные работы по информационному взаимодействию со Счетной Палатой Российской Федерации. Здесь, на основе рекомендаций Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при Председателе Государственной Думы, Фонд социального страхования, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа и Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации, Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий Минимущества России, ЗАО "Новые информационные системы и технологии" заключили Соглашение о взаимодействии и координации деятельности при отработке научных, методологических, информационно-коммуникационных и программно-технических решений, которые могут быть использованы для создания единого информационного пространства государственного финансового контроля Российской Федерации. В рамках этого Соглашения ведется создание удаленного автоматизированного рабочего места, размещенного в Счетной палате Российской Федерации и обеспечивающего доступ к базам данных Фонда социального страхования.

Обеспечению прозрачности деятельности служит также интернет-сайт Фонда. Любой страхователь найдет здесь полезную для себя информацию. Так, например, в разделе Предприятиям и организациям размещены бланки документов и инструкции по их заполнению. Это, например, ф , з , ф и др. документы. В разделе Деятельность Фонда размещена информация о п , м , с , с , с , п .

В разделе Статистика можно найти данные об основных расходах Фонда, направленных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, распределение отдельных показателей исполнения бюджета Фонда по федеральным округам, структуре расходов Фонда по видам пособий в общих расходах. На интернет-сайте Фонда ведутся конференции: пользователей информационной системы, профильных направлений деятельности Фонда, на которых содержатся часто задаваемые вопросы и ответы, пояснения и консультации специалистов, другая полезная информация.

Помимо обеспечения прозрачности деятельности Фонда интернет технологии, используемые в ЕИИС Соцстрах, позволяют существенно оптимизировать работы на одном из самых напряженных участков деятельности исполнительных органов Фонда. Известно, что ежеквартальный прием и выверка отчетных данных страхователей является самой трудоемкой работой, поскольку в присутствии представителя страхователя требуется вручную ввести отчетные данные и проверить их правильность, а в случае необходимости и выполнить их корректировку. Не секрет, что в пиковые периоды этой работы в исполнительных органах Фонда образуются очереди, в базы данных вносится наибольшее количество ошибок, существенно увеличивается нагрузка на специалистов Фонда.

С целью устранения личного присутствия представителя страхователя при сдаче отчета по форме 4 ФСС РФ, а также исключения ручного ввода данных Фонд разрабатывает программные средства, обеспечивающие прием указанной отчетной формы через интернет. Эти средства позволяют страхователю после указания необходимых паролей получить доступ через интернет к своей отчетной информации в базе данных исполнительного органа Фонда и прямо там сформировать очередной ежеквартальных отчет. Такая схема работы позволит страхователю повысить достоверность отчетных данных, сократить время их подготовки, сдать отчет, не выходя из своего офиса. Специалисту Фонда разрабатываемые средства позволят ликвидировать ручной ввод данных и сократить время обработки отчета.

Межведомственная рабочая группа, созданная летом 2003 года при Минэкономразвития России, провела анализ информационных систем Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и возможности интеграции их информационных ресурсов. Предварительная проработка этих вопросов показала, что информационное взаимодействие между Фондом социального страхования и Пенсионным фондом может осуществляться на основе обеспечения доступа к электронной копии данных о страхователях и застрахованных лицах по определенному кругу показателей либо в режиме предоставления копии данных по запросам.

Определение круга показателей должно ориентироваться как на решение текущих задач, так и на информационное обеспечение реформируемой системы обязательного социального страхования. В частности, в рамках проведения инвентаризации социальных обязательств было бы целесообразно организовать сопоставление информации о лицах, получающих ежемесячное страховое возмещение в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и о застрахованных лицах, получающих пенсию по инвалидности.

Оптимизации расходов Фонда социального страхования на оплату пособий по временной нетрудоспособности могло бы способствовать использование данных учета в медицинских организациях по каждому застрахованному лицу при установлении обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности. С этой целью планируется в рамках интеграции информационных ресурсов обеспечить для Фонда социального страхования доступ к базам данных Фонда обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, определение детального состава данных, обмен которыми должен осуществляться между государственными внебюджетными фондами, и технических аспектов его реализации может быть осуществлено в ходе совместной проектной работы специалистов этих фондов.

Современный этап государственных социальных реформ характеризуется интенсивным изменением законодательства, поиском оптимальных структур и критериев функционирования, появлением новых ведомственных функций и корректировкой существующих, изменением перечня услуг, предоставляемых населению. Это характерно и для Фонда социального страхования Российской Федерации. Например, в 2000 году у Фонда появились новые задачи, связанные с реализацией Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2001 году в связи с введением единого социального налога, с 1 января 2004 года Фонд выполняет новые функции по реализации концепции одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с изменением законодательства модифицируются базовые отчетные формы Фонда 4 ФСС РФ Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Очевидно, в этих условиях требуется быстрая адаптация к меняющимся условиям, оперативное установление новых акцентов в деятельности. Это возможно лишь в одном случае когда работа ведомства строится на основе компьютерных технологий, которые можно быстро перепрограммировать. То есть, качественное решение задач информатизации позволяет исключить закостенелость и добиться мобильности в деятельности ведомства.

Своевременному и качественному решению Фондом задач по взаимодействию с внешними организациями (Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, Пенсионным Фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования, Счетной Палатой Российской Федерации, Госкомстатом РФ и др.), предоставлению услуг населению, связанных, в частности, со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, повышению эффективности решения внутриведомственных задач во многом способствует ее информационная система, построение которой начато в 1997 году, а ее полномасштабная эксплуатация с 2000 года. Сегодня трудно представить себе специалиста Фонда без персонального компьютера, ЕИИС Соцстрах как кровеносная система пронизывает все сферы деятельности Фонда. На основе имеющихся и ежедневно пополняемых баз данных проводится аналитическая многокритериальная их обработка для принятия решений.

Фонд подошел к принципиально новому этапу компьютеризации использование накопленных баз данных приводит к практической корректировке производственной схемы работы специалистов и подразделений Фонда, к корректировке критериев эффективности их деятельности.Фонд сегодня работает в едином информационном пространстве, охватывающем все регионы России и все исполнительные органы Фонда, в нем работают около 20 тысяч персональных стационарных компьютеров, 2,5 тысячи мобильных компьютеров (ноутбуков), 15 тысяч принтеров, 640 локальных вычислительных сетей, 18 интегрированных типовых программных комплексов, установленных на компьютерах. Информационные ресурсы Фонда содержат сведения о 2,5 миллионах налогоплательщиках, персонифицированные данные о 650 тысячах пострадавших на производстве, сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда. Общий объем территориально распределенного по всей России банка данных ЕИИС Соцстрах превышает 150 Гигабайт. Вследствие ежедневных платежей, бухгалтерских проводок, обработки отчетов и различных документов объем банка данных Фонда по всей России увеличивается на 200 Мегабайт.

В докладе Минэкономразвития России О совершенствовании организационных основ управления средствами социальных внебюджетных фондов, подготовленном в соответствии с поручением Правительства, отмечено: Технологические возможности информационной системы Фонда социального страхования позволяют решать весь комплекс вопросов управления текущей деятельностью Фонда в оперативном режиме и могут представлять интерес для других государственных внебюджетных фондов при решении ими аналогичных задач.

Одной из задач, эффективное решение которой достигается объединенными усилиями Фонда социального страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением на основе использования новых информационных технологий, является экспертиза временной нетрудоспособности. Расходы средств государственного социального страхования на оплату больничных листов составляют в некоторых регионах более 80% от всех гарантированных выплат работающему населению. Такая ситуация не может не беспокоить Фонд и в настоящее время ведутся поиски эффективных схем контроля и снижения расходов государственных средств на эти цели.

Подсчет, проведенный в Нижегородском региональном отделении Фонда, показал, что на одного специалиста, занимающегося вопросами контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности приходится несколько тысяч врачей медицинских учреждений. Попытка действовать по установке проверка раз в 5 лет приводит к распылению имеющихся ресурсов рабочего времени и, как правило, эффекта не дат. К тому же, данная установка не учитывает возникающую в ряде случаев необходимость повторных проверок. Подсистема Финансовый контроль позволяет использовать возможности информационной системы для решения задач контроля и принятия управленческих решений по данному вопросу. Технология использования этого инструмента, разработанная при активном участии специалистов Нижегородского регионального отделения, заключается в следующем.

1 этап . Выборка страхователей, дающих львиную долю расходов на пособия по временной нетрудоспособности. Например, можно отобрать страхователей, дающих 80% от всех расходов. Практика показывает, что их число составляет менее 2% от общего числа страхователей.

2 этап . Сортировка выбранных страхователей по доле выплат по временной нетрудоспособности от начисленных страховых взносов. В данном случае интерес представляют страхователи с долей выплат выше 70%.

3 этап . Сортировка выделенной группы по показателю дней на 100 работающих, то есть очистка списка от страхователей, у которых причиной высокой доли выплат во взносах послужило высокое соотношение среднедневного пособия и заработка. Последняя группа страхователей представляет интерес для контрольно-ревизионной службы. В результате получается список наиболее весомых страхователей, имеющих высокий уровень расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Для Нижегородского регионального отделения таких страхователей получается около 300.

Далее остается определить лечебно-профилактические учреждения, являющиеся ударниками в деле освоения средств социального страхования. В ряде случаев это лежит на поверхности. Имеются в виду страхователи, обслуживаемые преимущественно одним лечебно-профилактическим учреждением. Например, предприятие, имеющее медико-санитарную часть. Когда же речь идет о страхователе, находящемся в многотысячном городе, на помощь приходит подсистема Реестр больничных листов, позволяющая после простой обработки выявить вышеупомянутых ударников. Таким образом, получается список лечебно-профилактических учреждений, который с полным обоснованием можно предложить органам управления здравоохранением для межведомственного контроля состояния экспертизы временной нетрудоспособности.

Однако, получить желаемый результат, можно только объединив усилия всех заинтересованных ведомств: Фонда социального страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением. Только совместными усилиями органов здравоохранения, призванных обеспечить гражданина качественной медицинской помощью, и субъектов вневедомственного контроля, призванных защищать право граждан на охрану здоровья, можно создать единую эффективную систему контроля качества медицинских услуг и экспертизы временной нетрудоспособности, проводимую по единой согласованной методологии на всей территории региона. В ряде регионов сложилась практика конструктивного сотрудничества этих ведомств по указанным вопросам. Так, в 2003 году специалистами Пермского регионального отделения Фонда совместно с органами здравоохранения проверено 109 лечебно-профилактических учреждений области по правильности и обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности.

Внедрение на региональном уровне новых информационных технологий необходимо и для взаимодействия субъектов, участвующих в медицинской и социальной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕИИС Соцстрах обеспечивает ведение персонифицированного учета пострадавших на производстве и обеспечивает адресность страховых выплат, при необходимости, можно проанализировать карточку пострадавшего, а также узнать какие и когда были произведены ему выплаты, это позволяет контролировать перемещение получателей по всей стране, а также выявлять случаи неправомерных выплат. Первым шагом здесь мог бы стать обмен данными в электронном виде либо организация доступа к базам данных. Это позволит иметь оперативную информацию о каждом пострадавшем, что скажется позитивно на качестве реабилитационного процесса. Внедрение информационных технологий обеспечивает в данном случае оперативное принятие управленческих решений, своевременную корректировку информации, контроль качества реабилитационного процесса, возможность обобщения и анализа, статистический учет, прогнозирование и т.д.

С целью обеспечения более качественного решения Фондом задач по государственному социальному страхованию определены следующие первоочередные задачи по совершенствованию и развитию ЕИИС Соцстрах: 1) обеспечение полноты и достоверности баз данных (качество баз данных остается приоритетной задачей с 2000 года, поскольку оно напрямую влияет на качество принимаемых решений по социальному страхованию), 2) доработка подсистем ЕИИС Соцстрах с целью улучшения удобства и эффективности работы на них, 3) обеспечение максимального использования возможностей информационной системы как в центральном аппарате, так и в региональных отделениях Фонда. Это означает, что не должно остаться в Фонде некомпьютеризированных участков работы, это означает, что специалисты Фонда должны в совершенстве владеть компьютерной техникой и быть способными быстро осваивать новые режимы работы на ней.

Какие бы передовые и совершенные информационные технологии не были заложены в основу любой информационной системы, ее полезность и значимость определяется еще и полнотой, достоверностью и актуальностью банка данных. Для контроля состояния баз данных Фонда разработан целый ряд запросов, которые позволяют проверять правильность заполнения карточки страхователя, находить несуществующие коды ОКОНХ, неверные регистрационные номера страхователей и идентификационные номера налогоплательщиков, пустые отчеты страхователей и т.д. Многое сегодня уже сделано для улучшения качества баз данных Фонда, они в целом стали чище и полнее, имеется также положительная динамика работ по выявленным недостаткам. Однако, конечно, здесь есть еще над чем работать. Сейчас мы реализовали совершенно новые технологические возможности улучшения качества баз данных, включая формализацию работ по их мониторингу. С этой целью разработаны и используются в практической работе несколько инструментов.

Первым инструментом являются критерии, по которым осуществляется мониторинг состояния баз данных: своевременность выполнения работ по установке обновлений программного обеспечения и баз данных, выполнению регламентных работ, объединению баз данных филиалов с рабочей базой данных регионального отделения, наличие в базах данных отрицательных значений численности работающих, среднемесячной зарплаты, числа случаев временной нетрудоспособности, наличие неправильно оформленных листков нетрудоспособности и другие. Конечно, используемые сегодня критерии, может быть, далеки от совершенства, но они, во-первых, позволяют нам на этом этапе определять качество баз данных региональных отделений, а во-вторых, в ходе работы они корректируются с участием специалистов профильных подразделений центрального аппарата Фонда, разрабатываются новые критерии.

Вторым инструментом, который используется в мониторинге баз данных, является раздел Информационное наполнение баз данных конференции пользователей ЕИИС Соцстрах в сети Интернет. Именно здесь размещается больше всего замечаний по базам данных, это механизм улучшения качества баз данных в рабочем порядке. В случае, если региональное отделение не проводит необходимых работ по замечаниям, мы вынуждены готовить и направлять официальные запросы.

И, конечно, главный инструмент мониторинга и анализа баз данных подсистема Финансовый контроль. Она развивается сейчас интенсивнее всех других прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах. Это не система получения обычных справок и отчетов, ее основное назначение анализ содержимого баз данных Фонда, выявление различных зависимостей, проецирование интересуемых показателей в различные плоскости и изучение тенденций поведения множества характеристик для принятия решений. Система позволяет проводить многостороннюю оценку консолидированных и типовых экономических показателей, определять тенденции, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности Фонда. Система Финансовый контроль позволяет получить доступ к необходимой информации, минуя программные приложения, входящие в состав ЕИИС Соцстрах. Эта система в прямом смысле интегрирует накопленные информационные ресурсы и позволяет, в отличие от обычных приложений, работать со всем массивом данных, формируемым различными подсистемами. Требуемая аналитическая информация готовится в реальном масштабе времени: сводная по стране, по заданному региону, по отраслям народного хозяйства, конкретная персонифицированная, сравнительная в неожиданном ракурсе.

Достоверность предоставляемых данных обеспечивается работой системы на первичной информации. А, как известно, первичную информацию трудно исказить, поскольку на ней осуществляется работа на местах: производятся выплаты, ведется бухгалтерский учет. В первичной информации отсутствуют искажения данных, возникающие обычно при передаче и слияниях промежуточной информации. Сейчас отрабатывается также такая схема работы, при которой на основе анализа баз данных формируются предложения по корректировке прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах для обеспечения контроля правильности ввода первичной информации.

Одной из приоритетных задач по информатизации, как указывалось ранее, является овладение в совершенстве возможностями ЕИИС Соцстрах и тем самым повышение профессиональной квалификации специалистов Фонда. Сегодня в Фонде сложилась система повышения компьютерной квалификации, включающая курсы освоения компьютерных технологий в Реабилитационном и учебном центре Фонда, семинары в компьютерном классе центрального аппарата Фонда, семинары в межрегиональных учебных центрах с привлечением специализированных фирм, конференцию пользователей ЕИИС Соцстрах в Интернет, где ведется оперативный обмен опытом работы по эксплуатации подсистем, имеется архив часто задаваемых вопросов и ответов. В прошедшем году начаты работы по внедрению в Фонде нового направления повышения квалификации дистанционного обучения специалистов на основе Интернет технологий. Основная задача здесь предоставить возможность сотрудникам, а также страхователям получить необходимые знания для повышения квалификации непосредственного на своем рабочем месте, исключив командировочные расходы. Технология Интернет обучения базируется на образовательной среде (базовые электронные учебники, демонстрационный материал, словари, поисковая система, вопросы с вариантами ответов) и системе электронного контроля знаний. По каждой лекции пользователь должен ответить на 20-25 альтернативных вопросов и набрать 75% правильных ответов, чтобы получить зачет, при этом, весь процесс обучения автоматически заносится в досье пользователя с указанием общего итога успеваемости. Процесс обучения не предусматривает контакты с преподавателем, лекции и семинарские занятия, а также практические занятия.

Известно, какое важное значение в освоении программных средств и компьютерных технологий имеют наличие и качество учебных пособий и материалов. Как правило, состояние эксплуатационной документации является слабым местом любой информационной системы, и ЕИИС Соцстрах здесь не является исключением. Несмотря на то, что каждая подсистема снабжена руководством пользователя, встроенным кратким перечнем-аннотацией операций с описанием порядка их выполнения, имеет встроенную Help-поддержку, практика эксплуатации ЕИИС Соцстрах показывает потребность в дополнительных учебных материалах. Поэтому Фонд сегодня разрабатывает новейшие средства быстрого освоения программного обеспечения.

К ним относятся справочно-поисковые системы, которые позволяют автоматизировать использование нормативно-методических материалов Фонда, представленных в электронном виде. В дополнение к руководствам пользователя разработаны демонстрационные видеоматериалы на компакт-дисках с использованием современных информационных технологий на основе Macromedia Flash Player. Использование этих средств показало их эффективность и получило одобрение специалистов Фонда.

Такими справочно-поисковыми системами и демонстрационными видеоматериалами на компакт-дисках снабжаются региональные отделения и учебные центры Фонда. Возможной оптимизацией повышения компьютерной квалификации специалистов могла бы быть ориентация использования возможностей центрального аппарата, Реабилитационного и учебного центра Фонда для обучения руководителей исполнительных органов Фонда, а межрегиональных учебных центров и дистанционного обучения на основе Интернет технологий для специалистов. Главное здесь найти эффективный баланс всех форм обучения.

В текущем году наиболее интенсивное информационное взаимодействие ожидается с налоговыми службами. Это связано с введением в действие принципа одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с реализацией Соглашения по информационному взаимодействию от 19.08.2003 БГ-16-05/113/02-08/06-1907П.

В соответствии с совместным приказом МНС России и Фонда БГ-3-09/728/308 от 30.12.2003 Об утверждении Порядка взаимодействия МНС России и Фонда при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде завершена разработка программного обеспечения загрузки/выгрузки и обработки данных, ведется внедрение средств защиты информации и подготовка персонала по использованию этих средств. Теперь учет в Фонде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей осуществляется на основе сведений, получаемых из территориальных налоговых служб. Такая схема регистрации, конечно, является новой для Фонда. Реализация этой схемы почти целиком базируется на программно-техническом обеспечении. Поэтому здесь еще раз пройдут апробацию возможности информационной системы по адаптации на выполнение новых функций.

Вышеупомянутое Соглашения по информационному взаимодействию между МНС России и Фондом заключено в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16 октября 2000 года 1462-р. Предметом данного Соглашения является обмен информацией об исчисленных и уплаченных суммах единого социального налога в части сумм, зачисленных в Фонд, и осуществления обязательного социального страхования, а также выявленных фактах нарушений законодательства, регулирующего указанные отношения. То есть это взаимодействие больше всего нужно Фонду, поскольку речь идет об информации по финансовым средствам, перечисленным на счета Фонда. Здесь осталось решить одну проблему по согласованию регламента обмена, включающего описание периодичности, средств и единого формата передачи данных. Последняя согласованная редакция этого регламента направлена Фондом в МНС России (письмо Фонда от 23.12.2003 02-08/11-1907П), и мы надеемся получить утвержденный документ в ближайшее время.

С целью перехода на безбумажную технологию, а также обеспечения для страхователя быстрого поиска и предоставления по его требованию копий необходимых документов из электронных архивов Фонд проводит модификацию подсистемы Делопроизводство. Фактически строится полноценная система управления информационными потоками и документами Фонда, обеспечивающая регистрацию, хранение и поиск документов, контроль хода исполнения поручений, формирование различных журналов и отчетов, включающая внутреннюю почтовую систему. В дополнение к имеющимся функциональным возможностям этой подсистемы реализуются: технология оповещения при рассылке документов и подтверждения их получения, формирование и ведение архива электронных образов бумажных документов, обеспечение взаимодействия с другими подсистемами ЕИИС Соцстрах.

Важнейшим элементом обеспечения безбумажной технологии, внедряемой в Фонде, является система автоматического формирования из баз данных ЕИИС Соцстрах отчетной формы 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Намечено сформировать в таком режиме отчеты региональных отделений Фонда по форме 6 ФСС РФ уже за первый квартал текущего года.

Еще одним элементом реализации безбумажной технологии в Фонде является подсистема Юрист, с помощью которой создана база данных, содержащая нормативно-правовую и распорядительную документацию Фонда в электронном виде (постановления, приказы, письма и т.п.). Сейчас осуществляется расширение этой базы данных информацией по участию исполнительных органов Фонда в судебных разбирательствах и информацией о банкротстве организаций. Завершается подключение к ней региональных отделений Фонда и прорабатываются вопросы по обеспечению в перспективе предоставления услуг страхователям и гражданам по получению информации из правовой базы данных Фонда.

Новые информационные и коммуникационные технологии, базирующиеся на использовании достоверной и актуальной первичной информации, реально позволяют улучшить качество управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации, гарантирующими социальную защиту населения.