Тестовые задания для самоконтроля. Тестовые задания для самоконтроля Результат Великого восстания в Индии

Тестовые задания для самоконтроля. Тестовые задания для самоконтроля Результат Великого восстания в Индии
Тестовые задания для самоконтроля. Тестовые задания для самоконтроля Результат Великого восстания в Индии

2. Обозначением строки в электронной таблице является:

    а) 18D
    б) К13
    в) 34
    г) АВ

3. Строка формул используется в табличном процессоре для отображения:

    а) только адреса текущей строки
    б) только адреса текущей ячейки
    в) только содержимого текущей ячейки
    г) адреса и содержимого текущей ячейки

4. Ввод формул в таблицу начинается со знака:

    а) $
    б) f
    в) =
    г) @

5. Ровно 20 ячеек электронной таблицы содержится в диапазоне:

    а) E2:F12
    б) C2:D11
    в) СЗ:Г8
    г) A10:D15

6. В электронной таблице выделили группу четырёх соседних ячеек. Это может быть диапазон:

    а) А1:В4
    б) А1:С2
    в) А1:В2
    г) В2:С2

7. Среди приведённых ниже записей формулой для электронной таблицы является:

    а) A2+D4B3
    б) =A2+D4*B3
    в) A1=A2+D4*B3
    г) A2+D4*B3

8. В ячейки АЗ, А4, ВЗ, В4 введены соответственно числа 7, 4, 6, 3. Какое число будет находиться в ячейке С1 после введения в эту ячейку формулы =СУММ(АЗ:В4)?

    а) 4
    б) 20
    в) 14
    г) 15

9. В электронной таблице при перемещении или копировании формул абсолютные ссылки:

    а) преобразуются независимо от нового положения формулы
    б) преобразуются в зависимости от нового положения формулы
    в) преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах
    г) не изменяются

10. Укажите ячейку, адрес которой является относительным:

    а) D30
    б) Е$5
    в) $А$2
    г) $С4

11. Укажите ячейку, в адресе которой не допускается изменение имени строки:

    а) Е$1
    б) Н5
    в) $В$6
    г) AG14

12.

Значение в ячейке ЕЗ после копирования в неё формулы из ячейки Е1 будет равно:

    а) 60
    б) 180
    в) 170
    г) 135

13. Дан фрагмент электронной таблицы, содержащий числа и формулы:

Значение в ячейке Е2 после копирования в неё формулы из ячейки Е1 будет равно:

    а) 60
    б) 180
    в) 170
    г) 135

14. В ячейку Е4 введена формула =C2*D2. Содержимое ячейки Е4 скопировали в ячейку F7. Какая формула будет записана в ячейке F7?

    а) =D5*E5
    б) =D7*E7
    в) =С5*Е5
    г) =С7*Е7

15. В ячейку В7 записана формула =$A4+D$3. Формулу скопировали в ячейку D7. Какая формула будет записана в ячейке D7?

    а) = $C4+F$3
    б) =$A4+F$3
    в) =$A4+D$3
    г) =$B4+D$3

16. Уличный продавец газет получает 3 рубля за продажу каждой из первых 50 газет. За продажу каждой из остальных газет он получает 5 рублей. В ячейке СЗ находится количество газет, проданных продавцом за день. Какая из формул позволяет подсчитать заработок продавца за день?

    а) =ЕСЛИ(СЗ<50;СЗ*Э; СЗ*5-100)
    б) =ЕСЛИ(СЗ<=50;СЗ*3; 150+СЗ*5)
    в) =ЕСЛИ(СЗ<=50;СЗ*3; 150+(СЗ-50)*5)
    г) =ЕСЛИ(СЗ=50; 150; С3*5)

17. Для наглядного представления площадей крупнейших государств мира целесообразно использовать:

    а) круговую диаграмму
    б) график
    в) столбчатую диаграмму
    г) ярусную диаграмму

18. Для наглядного представления изменения температуры воздуха в течение месяца следует использовать:

    а) круговую диаграмму
    б) график
    в) столбчатую диаграмму
    г) ярусную диаграмму

19. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:

После выполнения вычислений по значениям ячеек диапазона A2:D2 было построено несколько диаграмм. Укажите диаграмму, которая не могла быть получена.

20. Кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике каждый из учеников 9-х классов выбрал для итоговой аттестации еще по два предмета. На диаграммах отражено количество учеников, выбравших тот или иной предмет, и соотношение численности учеников в 9-х классах:

Какое из следующих утверждений истинно?

    а) Все ученики 9А класса сдают информатику.
    б) Все ученики 9Б класса сдают только химию и биологию.
    в) Все ученики, выбравшие английский язык, могут учиться в 9В классе.
    г) Историю могли выбрать только ученики 9Б класса.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

К главе 1 «Предмет и структура естествознания»

1. Наука сформировалась:

1) в Древней Греции;

2) в Европе в XVI-XVIII вв.;

3) в Европе в XIII-XV вв.;

4) в Древнем Риме.

2. Науку от обыденного познания отличает:

1) актуальность объекта познания;

2) достоверность полученных знаний;

3) значимость результатов познания;

4) используемый язык.

3. Определенный способ понимания какого-либо предмета, процесса или явления - это:

1) концепция;

3) гипотеза;

4) теория.

4. В научном исследовании выделяются уровни:

1) созерцательный и эмпирический;

2) созерцательный и концептуальный;

3) эмпирический и теоретический;

4) теоретический и концептуальный.

5. Дифференциация естественных наук начала происходить на стадии:

1) натурфилософии;

2) аналитического естествознания;

3) синтетического естествознания;

4) интегрального естествознания.

6. Совокупным объектом естествознания является:

2) Галактика;

3) природа;

4) географическая оболочка Земли.

7. Теория - это:

1) предположительное знание, которое носит вероятностный характер;

2) истинное, доказанное, подтвержденное знание о сущности явлений;

3) утверждение, раскрывающее общие связи изучаемых явлений.

8. Методом эмпирического уровня познания является:

1) аналогия;

2) наблюдение;

3) моделирование;

4) синтез.

9. Классификация - это:

1) установление сходства и различия признаков исследуемых объектов;

2) объединение различных признаков исследуемых объектов;

3) отнесение объектов к определенному классу явлений.

К главе 2 «Фундаментальные понятия о материи»

1. Кварки - это:

1) космические тела с избыточным рентгеновским излучением;

2) элементарные частицы с дробным зарядом;

3) химические катализаторы нового поколения;

2. Физический вакуум - это:

1) особый вид материи, обеспечивающий физические взаимодействия материальных объектов;

2) основной вид материи, обладающий массой;

3) низшее энергетическое состояние квантового поля.

3. Сильное взаимодействие обеспечивает:

1) связь нуклонов в ядре;

2) химические превращения веществ;

3) распад элементарных частиц.

4. Какие элементарные частицы не относятся к андронам:

1) протоны;

2) нейтроны;

3) электроны;

4) нуклоны.

К главе 3 «Пространство, время, принципы относительности»

1. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каких процессах энтропия возрастает:

1) H2O (г) - H2O (ж);

2) HCl (р) - HCl (г).

2. Специальная теория относительности (СТО) решает задачи:

1) классической механики;

2) абсолютности пространства и времени;

3) приспособления пространственно-временной метрики к современной физике;

4) неинерциальных систем отсчета.

3. Энтропия - это:

1) внутренняя энергия системы;

2) количество теплоты, которое идет на совершение механической работы;

3) термодинамическая функция состояния, которая характеризует часть внутренней энергии системы, способной преобразовываться в механическую работу; мера хаоса, которая в состоянии теплового равновесия достигает своего максимального значения.

4. Корпускулярно-волновой дуализм - это:

1) теория квантования физических величин;

2) постулат, что всем микрочастицам одновременно присущи и корпускулярные, и волновые свойства;

3) квантово-релятивистские представления о физической реальности на основе СТО и ОТО Эйнштейна.

К главе 4 «Естественнонаучные знания о веществе»

1. Вещество, уменьшающее скорость протекания химического процесса, называется:

1) катализатором;

2) ингибитором.

2. С современной точки зрения систематизирующим фактором Периодической системы Д. И. Менделеева является:

1) масса ядра атома;

2) заряд ядра атома;

3) заряд атома;

4) масса атома.

3. Как называется концепция о происхождении живого из неживого:

1) абиогенез;

2) филогенез;

3) онтогенез?

4. Количество органогенов, то есть элементов, которые в сумме являются основой живых систем и общая весовая доля которых, например, в организме человека 97 %, составляет:

5. Отбор химических элементов во Вселенной проявляется таким образом, что большую часть вещества в ней составляют всего два элемента, а именно:

1) кремний и углерод;

2) углерод и водород;

3) кислороди гелий;

4) водород и гелий.

6. Определите последовательность, в которой исторически развивалось химическое знание с учетом 4 концептуальных этапов: А - эволюционная химия, В - структурная химия, С - учение о химических процессах, D - учение о составе вещества:

К главе 5 «Нанотехнологии»

1. Нанотехнологии являются:

1) разделом химии;

2) разделом физики;

3) разделом астробиологии;

4) междисциплинарным направлением в естествознании.

2. Нанотехнологии оперируют объектами, линейные размеры которых составляют:

1) от1до10 9 м;

2) от 10 9 до10 -9 м;

3) от 10 -7 до10 -9 м.

К главе 6 «Мегамир и его свойства»

1. Космология - это:

1) раздел астрономии;

2) раздел космонавтики;

3) ненаучная форма познания Вселенной;

4) второе название космогонии.

2. Малые планеты, входящие в Солнечную систему, называются:

1) метеоры;

2) спутники;

3) астероиды;

4) кометы.

3. Наиболее крупная единица измерения космических расстояний:

1) парсек;

2) астрономическая единица;

3) световой год;

4) километр.

4. Вселенная однородна, поскольку она:

1) расширяется;

2) имеет одинаковые свойства во всех точках;

3) имеет одинаковые свойства по всем направлениям;

4) находится в горячем состоянии.

5. Возраст Вселенной исчисляется:

1) со времени образования галактик;

2) со времени образования Солнечной системы;

3) с момента Большого взрыва;

4) с начала фазы инфляции.

6. Наша Галактика имеет форму:

1) спиральную;

2) эллиптическую;

3) шаровидную;

4) неправильную.

7. Солнечная система в нашей Галактике располагается:

1) в плоскости, перпендикулярной галактической;

2) у галактической плоскости;

3) на периферии Галактики;

4) положение пока не выяснено.

8. Квазары - это:

1) новые звезды;

2) двойные звезды;

3) мощные источники радиоизлучения во Вселенной;

4) малые галактики - спутники нашей Галактики.

9. Звезды состоят преимущественно:

1) из водорода и азота;

2) из гелия и кислорода;

3) из водорода и гелия;

4) из гелия и азота.

10. Новые звезды образуются:

1) из межзвездного вещества;

2) из двойных звезд;

3) из красных карликов;

4) из переменных звезд.

11. Внешняя часть Солнца - атмосфера - состоит:

1) из ядра, конвективной зоны и короны;

2) из фотосферы, хромосферы и короны;

3) из ядра, области лучистого переноса энергии и короны;

4) из фотосферы, конвективной зоны и области лучистого переноса энергии.

К главе 7 «Планета Земля»

1. Известняк под влиянием повышенного давления и высоких температур превращается:

1) в мрамор;

2) в кварцит;

3) в гранит.

2. Месторождения нефти и газа связаны с тектоническими структурами:

2) равнин;

3) дна океана.

3. Мировой океан включает в себя:

1) все моря и океаны;

2) все океаны и находящиеся под ними подземные воды;

3) все океаны и льды Антарктиды;

4) все океаны.

4. В водах Мирового океана среднее содержание солей от общей массы воды составляет:

5. К континентальным водным бассейнам относят:

1) озера, моря, реки, болота;

2) озера, реки, болота, водохранилища;

3) реки, заливы морей, моря, болота;

4) реки, озера, водохранилища, заливы морей.

6. На глубине 1 км подземные воды могут находиться:

1) только в жидком состоянии;

2) и в твердом, и в жидком состоянии;

3) только в твердом состоянии;

4) только в парообразном состоянии.

7. Главные катионы морской воды - катионы натрия, магния, кальция, калия - поступили в воду:

1) в результате выветривания горных пород;

2) из атмосферы;

3) из почвы;

4) вместе с подземными водами.

8. С увеличением высоты над поверхностью Земли температура воздуха возрастает:

1) в тропосфере;

2) в стратосфере;

3) в мезосфере;

4) в термосфере.

9. На высоте 10 км над поверхностью Земли воздух состоит преимущественно:

1) из углекислого газа и азота;

2) из водорода и гелия;

3) из азота и кислорода;

4) из азота и озона.

10. Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время называется:

1) альбедо;

2) погода;

3) климат;

К главе 8 «Живая материя»

1. Самоорганизующаяся система не характеризуется:

1) высокой упорядоченностью;

2) открытостью;

3) равновесностью;

4) отсутствием управления извне.

2. После прохождения точки бифуркации система:

1) перестает взаимодействовать с другими системами;

2) возвращается в исходное состояние;

3) случайно выбирает путь нового развития;

4) не подчиняется законам детерминизма.

3. Синергетика - это наука о превращении:

1) хаоса в космос (порядок);

2) простых систем в сложные;

3) сложных систем в простые;

4) порядка в хаос.

4. Ч. Дарвин показал, что под борьбой за существование понимается:

1) ожесточенная борьба особей одного вида;

2) установление между живыми организмами форм сотрудничества и взаимопомощи;

3) конкуренция между представителями разных видов животных;

4) борьба с неблагоприятными условиями природной среды;

5) противостояние живой природы индустриальной цивилизации.

5. Элементарными факторами и явлениями эволюции необходимо считать:

1) особь как элементарную эволюционную структуру;

2) изменение генотипического состава популяции как элементарное эволюционное явление;

3) генофонд популяции как элементарный эволюционный материал;

4) мутации как элементарные эволюционные факторы;

5) естественный отбор как элементарное эволюционное противодействие.

6. И. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:

1) концентрационных автоволн;

2) открытых каталитических систем;

3) диссипативных структур;

4) нестационарных, нелинейных систем.

7. Коэволюция - это:

1) современный этап эволюции живого на Земле;

2) разрушение биоценоза;

3) взаимное приспособление видов;

8. Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:

1) «Происхождение человека»;

2) «Происхождение видов путем естественного отбора»;

3) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;

4) «Выражение эмоций у человека и животных».

9. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, - это:

1) клетка;

2) организм;

3) популяция;

4) биоценоз.

10. В современной теории эволюции «волны жизни» - это:

1) периодическое изменение климата планеты;

2) волны Мирового океана;

3) количественные колебания в численности популяции;

4) увеличение числа близкородственных скрещиваний.

11. Единица строения и жизнедеятельности живого организма - это:

2) молекула;

4) клетка.

12. Ген представляет собой:

1) участок информационной РНК;

2) участок молекулы ДНК;

3) полипептидную цепь.

13. По наследству передаются:

1) модификационные изменения;

2) фенотип;

3) генные мутации.

14. Мутаген - это:

1) организм, в котором произошли мутации;

2) фактор, увеличивающий число мутаций;

3) наследственная передача признака.

15. Генотип - это:

1) совокупность наследственного материала популяции;

2) совокупность генов всех живых организмов;

1) Т. Морган;

2) Г. Мендель;

3) Н. Вавилов.

К главам 9 «Учение о биосфере» и 10 «Человек как предмет современного естествознания»

1. Ноосфера это:

1) часть биосферы;

2) минеральная оболочка Земли;

3) сфера разума;

4) сфера деятельности.

2. Биогенное вещество:

1) создается в процессе жизнедеятельности организмов;

2) образовано совокупностью организмов;

3) образуется без участия живых организмов;

4) является результатом взаимодействия живого и неживого.

3. Жизненная пленка, лежащая на границе атмосферы и гидросферы, называется:

1) бентос;

2) планктон;

4. Превращение биосферы в ноосферу происходит под воздействием:

1) климатических факторов;

2) геологических факторов;

3) разумной деятельности человека;

4) биологической эволюции.

5. Состояние здоровья зависит в большей степени:

1) от состояния здравоохранения;

2) от индивидуального образа жизни;

3) от наследственности;

4) от факторов окружающей среды.

6. Полноценное здоровье характеризуется:

1) отсутствием болезней;

2) устойчивым эмоциональным состоянием;

3) равновесием между функциями организма и факторами внешней среды;

4) высокими физическими показателями.

7. Здоровый образ жизни - это:

1) отсутствие вредных привычек;

2) поведение, направленное на достижение успеха и благополучия;

3) отсутствие болезней;

4) поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья.

К главе 11 «Основы экологии»

1. Термин «экология» ввел ученый:

1) К. Линней;

2) Ж. Б. Ламарк;

3) Г. Гаузе;

4) Э. Геккель.

2. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

1) температурный режим, пониженное содержание кислорода, наличие воды в разных формах, присутствие солей и органических веществ;

2) световой режим, перепады давления, изменение гравитационной составляющей;

3) изменение солевого состава по временам года, сочетание плотности и давления грунтов;

4) одинаковое значение pH среды, одинаковый состав микрофауны и микрофлоры.

2) атмосфера;

3) пресные воды;

4) моря и океаны.

4. Наиболее быстро в крупных промышленных городах из-за загрязнения среды идет рост таких заболеваний, как:

1) заболевания желудочно-кишечного тракта;

2) легочные заболевания и заболевания верхних дыхательных путей;

3) заболевания кожи;

4) заболевания суставов и костей.

5. Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой:

1) океан и суша связаны между собой;

2) все живое связано между собой и с окружающей средой;

3) все неживое взаимодействует между собой;

4) компоненты географической оболочки изолированы.

6. Основными экологическими факторами, способными влиять на демографическую ситуацию в мире, продолжают оставаться:

1) пищевые ресурсы и болезни;

2) особенности климата и рельефа местности;

3) особенности географического положения страны;

4) климатические условия.

7. Основной причиной выпадения кислотных дождей является:

1) попадание в воздух оксидов серы и азота - отходов сгорания любого ископаемого топлива, особенно низкосортного угля и мазута;

2) попадание в воздух оксидов фосфора и углерода - отходов сгорания любого вида топлива, особенно сланцев и торфа;

3) попадание в воздух большого количества хлора;

4) попадание в воздух пыли, содержащей частицы металла.

8. Считают, что озоновый экран разрушается в результате воздействия на него:

1) радиации;

2) сернистого газа;

3) фреона;

9. Наибольшее выпадение атмосферных осадков с растворимыми загрязняющими веществами происходит в районе:

1) Архангельска;

2) Екатеринбурга, Омска;

3) Верхоянска;

4) Якутска.

10. Мониторинг среды означает в первую очередь:

1) систему защиты среды обитания;

2) систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды;

3) систему правовых законодательных актов по защите природной среды;

4) систему наблюдений за отдельным видом организмов.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

К главе 1

1. Ответ: 2;

2. Ответ: 4;

3. Ответ: 2;

4. Ответ: 3;

5. Ответ: 2;

6. Ответ: 3;

7. Ответ: 2;

8. Ответ: 2;

9. Ответ: 3.

К главе 2

1. Ответ: 2;

2. Ответ: 3;

3. Ответ: 1;

4. Ответ: 3.

К главе 3

1. Ответ: 2;

2. Ответ: 3;

3. Ответ: 3;

4. Ответ: 2.

К главе 4

1. Ответ: 2;

2. Ответ: 2;

3. Ответ: 1;

4. Ответ: 2;

5. Ответ: 4;

6. Ответ: 3.

К главе 5

1. Ответ: 4;

2. Ответ: 3.

К главе 6

1. Ответ: 1;

2. Ответ: 3;

3. Ответ: 1;

4. Ответ: 2;

5. Ответ: 3;

6. Ответ: 1;

7. Ответ: 2;

8. Ответ: 3;

9. Ответ: 3;

10. Ответ: 3;

11. Ответ: 2.

К главе 7

1. Ответ: 1;

2. Ответ: 2;

3. Ответ: 1;

4. Ответ: 3;

5. Ответ: 2;

6. Ответ: 2;

7. Ответ: 1;

8. Ответ: 2, 4;

9. Ответ: 3;

10. Ответ: 2.

К главе 8

1. Ответ: 3;

2. Ответ: 3;

3. Ответ: 1;

4. Ответ: 1, 3, 4;

5. Ответ: 2, 3, 4;

6. Ответ: 3;

7. Ответ: 3;

8. Ответ: 2;

9. Ответ: 3;

10. Ответ: 3;

11. Ответ: 4;

12. Ответ: 2;

13. Ответ: 3;

14. Ответ: 2;

15. Ответ: 3;

16. Ответ: 1

К главам 9 и10

1. Ответ: 3;

2. Ответ: 1;

3. Ответ: 2;

4. Ответ: 3;

5. Ответ: 2;

6. Ответ: 3;

7. Ответ: 4.

К главе 11

1. Ответ: 4;

2. Ответ: 1;

3. Ответ: 1;

4. Ответ: 2;

5. Ответ: 2;

6. Ответ: 1;

7. Ответ: 1;

8. Ответ: 3;

9. Ответ: 2;

10. Ответ: 2.

ЛИТЕРАТУРА

Аверьянов А. Н. Системное познание мира. - М., 1995.

Авраменко И. М. Природопользование: Курс лекций для студентов вузов. - СПб., 2003.

Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. - М., 1991.

Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики: Пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2002.

Азимов А. Язык науки. - М.: Мир, 1995.

Аистов И. А., Голиков П. А., Зайцев В. В. Концепция современного естествознания. - СПб.: Питер, 2005.

Алексеев П. В., Панин А. В. Возможности и границы познания. - М., 1995.

Андреев И. Я. - Происхождение человека и общества - М., 1982.

Атмосфера: Справочник. - Л., 1991.

Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема и И. Мейнке. - М.: Дрофа, 1999.

Биология: Энциклопедия / Под ред. М. С. Гилярова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

БСЭ. - М., 1978.

Будыко М. И. Климат в прошлом и будущем. - СПб., 1995.

Бялко А. В. Наша планета - Земля. - М.: Наука, 1995.

Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994.

Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. - М., 1991.

Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения - М., 1987.

Войткевич Г. В. Химическая эволюция Солнечной системы. - М.: Наука, 1991.

Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера - М., 1987.

Голицын А. Н. Основы промышленной экологии: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Изд-во «Академия», 2004.

Горбачев В. В. КСЕ. - М.: ОНИКС 21 век, 2005.

Горелов А. А.

Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. - М., 1995.

Грибов Л. Б., Прокофьев П. И. Основы физики - М., 1985.

Грушевицкая Т. Г., Садохин Б. П. Концепции современного естествознания. - М., 2003.

Данилова В. С., Кожевников П. П. Основные концепции современного естествознания. - М., 2001.

Девис П. Случайная Вселенная. - М., 1995.

Демин В. П., Селезнев В. П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. - М., 1993.

Долгов Б. Д., Зельдович Я. Б., СажинМ. В. Космология ранней Вселенной. - М., 1994.

Дубнищева Т. Я. Концепция современного естествознания. - Новосибирск,

Игнатова В. Б. Естествознание. - М.: Академкнига, 2002.

Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. - М., 1989.

Ишханов Б. С., Капитонов И. М., Юдин П. П. Частицы и атомные ядра. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

Капке В. Б. Концепция современного естествознания. - М.: Логос, 2002.

Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. - М., 2004.

Кедров Б. М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. - М., 1997.

Кивенко П. В. Принципы познания живого. - Киев, 1991.

Климишин И. Б. Релятивистская астрономия. - М., 1980.

Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной // Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. Сост. Н. В. Кузнецов. - М., 1998.

Кочергин Б. П. Научное познание: формы, методы, подходы. - М., 1991.

Кузнецова П. И. Наука в ее истории. - М., 1992.

Кузовлев В. Б. Техническая термодинамика и основы теплопередачи. - М., 1983.

Кэрри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. - М., 1991.

Лобашев М. Е. Генетика (курс лекций). - 2-е изд. - Л: Изд. ЛГУ, 1967.

Максаковский В. П. Географическая картина мира. - Ярославль, 1993.

Моисеев П. П. Судьба цивилизации. Путь разума. - М., 1998.

Пебел В. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М., 1993.

Пиколис Г., Пригожин И. Р. Познание сложного. - М., 1990.

Опарин А. И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. - М., 1960.

Пахомов Б. Я. Становление современной научной картины мира. - М., 1995.

Петров Ю. А., Никифоров А. Л. Логика и методология научного познания. - М., 1988.

Пономарева И. Н. Экология. - М.: Вентана-Графф, 2001.

Пригожин И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. - Ижевск, 1999.

Ревич Б. А. Экологическая эпидемиология: Учебник для вузов. - М., 2004.

Редже Т. Этюды о Вселенной. - М., 1995.

Садохин А. П. Концепции современного естествознания. - М., 2007.

Садохин А. П. Концепция современного естествознания. - М.: Омега, 2006.

Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

Современное естествознание: Энциклопедия: В 10-ти томах. - М.: ИД «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - Т. 1. - Физическая химия.

Современное естествознание: Энциклопедия: В 10-ти томах. - М.: ИД «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - Т. 2. - Общая биология.

Сутт Т. Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности. - М., 1986.

Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Воронцов Н. Н. Краткий очерк теории эволюции. - М., 1969.

Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. Генетика человека: Практикум для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

Торосян В. Г. Концепция современного естествознания (Учебное пособие). - М.: Высшая школа, 2003.

Традиции и революции в развитии науки. - М., 1991.

Трофимова Т. И. Курс физики. - М., 2003.

Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. - М., 1996.

Фролов И. Т. Жизнь и познание. - М.: Мысль, 1981.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М., 1993.

Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. - М., 2001.

Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. - М., 1995.

Шкловский И. С. Звезды, их рождение, жизнь и смерть. - М., 1995.

Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? - М.: Атомиздат, 1972.

Примечания

1
Собственный момент импульса микрочастицы, который не зависит от ее положения в пространстве.

2
Формулировка принадлежит известному физику Д. Бому.

3
СТО - одна из самых сложных областей современной физики. Она базируется на громоздком математическом аппарате уравнений Эйнштейна, которые представляют собой систему ковариантных уравнений в частных производных.

4
К - кельвин, единица измерения температуры. Соотношение между температурой в кельвинах (Г) и температурой, выраженной в градусах Цельсия (t°), следующее: Ф = t° + 273,15.

5
ГПа - гигапаскаль. Паскаль (Па) - единица измерения давления. 1 Па ~10-5 атм. 1 ГПа = 109 Па.

6
Мамонтов С. Г. Биология: справочное издание. М., 1992. С. 99.

1. Какая из предложенных теорий образования звездной материи является научной?

1) теория «большого взрыва» и изначально «горячей Вселенной»;

2) теория образования звездной материи из холодных газово-пылевых облаков;

3) теологическая теория создания Вселенной.

2.Укажите, какая из стадий эволюции звездной материи является первоначальной:

1) гелиевое ядро; 2) стационарное развитие;

3) сжатие протопланетного облака.

3.Эволюция звезд осуществляется в направлении:

1) уменьшения давления газов и возрастания гравитационных сил;

2) возрастания давления газов и уменьшения сил гравитации;

3) равновесной тенденции сил давления и гравитации.

4.Какой из трех основных источников переноса энергии в хромосфере Солнца является определяющим:

1) теплопроводность; 2) конвекция; 3) лучеиспускание.

5.Почему потухшие звезды называют «белыми карликами»:

1) из-за белого цвета и слабой светимости;

2) из-за небольших размеров и отсутствия мерцания;

3) из-за светимости отраженным светом при малых размерах.

Глава 6 эволюция земли. Биосфера

Основные этапы истории развития Земли. История развития геосферных оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Возникновение и развитие живых организмов. Антропогенез. Эволюция мозга и развития сознания. Критерии здоровья человека, эмоции, творчество, работоспособность. Строение и функции нервной системы человека. Три стадии в эволюции психики (элементарная сенсорная; перцептивная; интеллект). Эволюция психической деятельности человека. Пограничные нервно-психические расстройства и меры профилактики.

6.1. Основные этапы истории развития Земли

В свете современных геохимических и космохимических данных дифференциация первичной мантии имела двухстороннюю направленность. С одной стороны, происходило выплавление наиболее легкоплавких, но тяжелых компонентов – железо-сернистых масс с опусканием их к центру ввиду высокой плотности и низкой вязкости. С другой стороны, выплавлялись менее легкоплавкие, но обогащенные летучими элементами силикатные фракции, что привело к образованию базальтовой магмы и впоследствии к формированию базальтовой коры. Этот процесс происходил при разогреве мантии от ее сжатия в результате воздействия сил тяготения, электромагнитных сил и реакций радиоактивного распада. Основная масса ядра образовалась в период формирования Земли за счет аккумуляции металлических частиц, а последующее выплавление железо-сернистых масс в нижних частях первичной мантии завершило формирование всего ядра Земли в целом.

В результате дифференциации вещества Земли все жидкое железо стекло в центральные области, образовав металлическое ядро. Внутренняя часть его перешла в твердую фазу под влиянием высокого давления, сформировав маленькое ядро на глубине 5000 км. Большая часть силикатов при завершении планетарной дифференциации образовало мощную мантию планеты, а продукты её выплавления дали начало развитию алюмосиликатной коры, первичного океана и первичной атмосферы, насыщенной углекислым газом.

У земного шара сложилась структура, состоящая из оболочек различной плотности и состава, концентрически обволакивающих друг друга. Верхними оболочками Земли являются атмосфера и гидросфера. Атмосфера прочно защищена от космического пространства радиационными поясами магнитного поля Земли. Твердое тело нашей планеты состоит из трех главных оболочек: тонкой коры, мошной мантии и центрального ядра (рис. 6.1.1). На рис. 6.1.1 в теле Земли представлены две границы: Мохоровича и Конрада.

В 1909 г. югославскому геофизику А.Мохоровичичу (1857–1936) удалось доказать, что наружная кора Земли по своим свойствам отличается от более глубоких слоев планеты. При землетрясениях упругие сейсмические волны в коре распространяются с меньшей скоростью, чем в более глубоких слоях (верхней мантии). Переходя из наружной оболочки в подстилающий слой, сейсмические волны меняют скорость скачком, могут преломляться и отражаться. Подошва наружной оболочки Земли была принята за основание земной коры. А.Мохоровичич предположил, что подошва земной коры соответствует границе, на которой кристаллическое вещество земной коры, вследствие давления и высокой температуры переходит в стекловатое состояние. Эту границу условно стали называть «граница Мохо». Наблюдение за изменением силы тяжести и прохождением сейсмических волн показали, что «граница Мохо» в разных местах планеты залегает на разной глубине: на континентах на 60-100 км, в океанах на глубине 5-15 км, на побережьях от 16-60 км. Вещество Земли, залегающее ниже «границы Мохо» считают подкорковым и относят к мантии.

Рис. 6.1.1. Схема строения планеты Земля

В 1916 году австрийскому геофизику В. Конраду (1876–1962) удалось установить границу разделяющую «гранитные» и «базальтовые» слои Земли по увеличению скорости прохождения сейсмических волн.

Геологическая история Земли (во временном масштабе) подразделяется на крупные промежутки – эры; эры – на периоды, периоды – на века. Разделение на эры, периоды и века, конечно же, относительное, потому что резких разграничений между этими подразделениями не было. Но все же именно на рубеже соседних эр, периодов происходили существенные геологические преобразования: горообразовательные процессы, перераспределение суши и моря, смена климата. Кроме того, каждое подразделение характеризовалось качественным своеобразием флоры и фауны.

Геологические эры Земли:

1) катархей (от образования Земли 5 млрд. лет назад до зарождения жизни);

2) архей , древнейшая эра (3,5 - 2,6 млрд. лет);

3) протерозой (2,6 - 570 млн. лет);

4) палеозой (570 - 230 млн. лет) со следующими периодами:

кембрий (570 - 500 млн. лет);

ордовик (500 - 440 млн. лет);

силур (440 - 410 млн. лет);

девон (410 - 350 млн. лет);

карбон (350 - 285 млн. лет);

пермь (285 млн. - 230 млн. лет);

5) мезозой (230 - 67 млн. лет) со следующими периодами:

триас (230 - 195 млн. лет);

юра (195 - 137 млн. лет);

мел (137 - 67 млн. лет);

6) кайнозой (67 млн. - до нашего времени) со следующими периодами палеоген (67 - 27 млн. лет),

палеоцен (67 - 54 млн. лет),

эоцен (54 - 38 млн. лет),

олигоцен (38 - 27 млн. лет),

неоген (27 - 3 млн. лет),

миоцен (27 - 8 млн. лет),

плиоцен (8 - 3 млн. лет);

7) четвертичный (3 млн. - наше время):

плейстоцен (3 млн. - 20 тыс. лет),

голоцен (20 тыс. лет - наше время).

1. Обведите кружком номер правильного ответа.

1.1. Насильственное «открытие» Японии произошло в

1) 1840 г. 2) 1842 г. 3) 1854 г. 4) 1860 г.

1.2. Верны ли следующие суждения о тайпинах?

А. Тайпины стремились создать демократическую парламентскую республику европейского образца.

Б. Тайпины основывали своё учение на традиционных приёмах китайской гимнастики и кулачного боя.

1.3. Результат Великого восстания в Индии

1) смена генерал-губернатора в Индии

2) упразднение Ост-Индской компании

3) занятие индийцами высших должностей в колониальной администрации

4) уменьшение числа англичан в колониальной армии

1.4. Верны ли следующие суждения об особенностях развития африканского континента в конце XIX - начале XX в.?

А. Каждый африканский регион специализировался на поставках одного или нескольких видов продукции.

Б. Африканский континент оставался в изоляции и не втягивался в мировой рынок.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Запишите ответ в виде цифры, одного-двух слов, последовательности цифр.

2.1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр и выполните задание.

1) Основание Индийского национального конгресса.

2) Провозглашение Республики Либерия.

3) Японо-китайская война.

4) «Революция Мэйдзи».

Ответ: 2-4-1-3

Если от появившегося в таблице четырёхзначного числа отнять число 524, то вы получите год важнейшего события в истории Японии. Запишите его название

1889 год – появление у Японии конституции

Ответ: А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 3; Д – 1.

2.3. Найдите в приведённом ниже списке два понятия, имеющие отношение к африканскому континенту, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сипай; 2) Ихэтуань; 3) Бушмен; 4) Свадеши; 5) Пигмей.

Ответ: 3, 5

Ответ: А – 5; Б – 4; В – 6.

1) Формирование национальной буржуазии.

2) Проведение курса на самоусиление.

3) Активное использование западных технологий.

4) Распространение европейских знаний.

Ответ: «Крайние»

2.7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Царство справедливости; 2) движение тайпинов; 3) уравнительное распределение материальных благ; 4) «небесный князь»; 5) борьба против феодалов.

2.8. Ниже приведён перечень годов начала и окончания исторических событий из истории традиционных обществ. Все они, за исключением одного, связаны с войнами.

1) 1840-1842 гг.; 2) 1856-1860 гг.; 3) 1884-1885 гг.; 4) 1894-1895 гг.; 5) 1899-1901 гг.

Найдите годы, «выпадающие» из этого ряда, и запишите цифру, под которой они указаны.

1) Исходя из особенностей выплат, различают зарплату:

1. Основную;

2. Косвенную;

3. Прямую;

4. Дополнительную.

2) К основной относят оплату:

2. По должностным окладам;

3. Отпусков;

4. По сдельным расценкам;

5. По среднему заработку;

3) К дополнительной относят оплату

1. Проработанного времени по тарифным ставкам;

2. По должностным окладам;

3. Отпусков;

4. По сдельным расценкам;

5. По среднему заработку;

6. Листков нетрудоспособности;

7. Сверхурочных и ночных часов;

8. Времени выполнения государственных и общественных обя­занностей;

9. Простоев не по вине работников.

4) Из прибыли организации могут оплачиваться

1. Листки нетрудоспособности;

2. Персональные надбавки к пенсиям работников;

3. Ежегодные отпуска;

4. Страховые платежи по договорам личного, имущественного страхования

в пользу своих работников;

5. Дивиденды по акциям;

6. Продукция в порядке натуральной оплаты труда;

7. Жилье, переданное в собственность работников.

5) Заработная плата, начисленная административно-управленческо­му персоналу организации, отражается по дебету счета

1. 20 «Основное производство»;

2. 23 «Вспомогательные производства»;

3. 25 «Общепроизводственные расходы»;

4. 26 «Общехозяйственные расходы».

6) Отчисления в государственные внебюджетные фонды осуществля­ются в процентах от:

1. Суммы затрат на производство;

2. Объема выручки;

3. Суммы чистой прибыли;

4. Суммы начисленной заработной платы.

7) Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от:

1. Членства в профсоюзе;

2. Стажа работы;

3. Страхового стажа работника;

4. Среднего заработка.

8) Начисление заработной платы работникам, занятым исправлени­ем брака продукции в цехе основного производства, отражается в учете записью:

1. Дебет 25 «Общехозяйственные расходы» - Кредит 70 «Расче­ты с персоналом по оплате труда»;

2. Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 70 «Расчеты с персоналом

по оплате труда»;

3. Дебет 28 «Брак в производстве» - Кредит 70 «Расчеты с пер­соналом п

оплате труда».

9) Начисление взносов в государственные внебюджетные фонды от

заработной платы рабочих, занятых изготовлением продукции, отражается в учете записью:

1. Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 69 «Расчеты по социальному

страхованию и обеспечению»;

2. Дебет 25 «Общехозяйственные расходы» - Кредит 70 «Расче­ты с персоналом

по оплате труда»;

3. Дебет 25 «Общехозяйственные расходы» - Кредит 69 «Расче­ты по

социальному страхованию и обеспечению».

10) Депонирование сумм заработной платы отражается в уче­те записью:

1. Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит 76 «Расчеты с

2. Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит 73 «Расчеты с

персоналом по прочим операциям»;

3. Дебет 51 «Расчетные счета» - Кредит - Кредит 76 «Расчеты с

разными дебиторами и кредиторами»;